142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40

+7 (4967) 72-46-25 inokini@yandex.ru

Летопись Владычнего монастыря. 2005 год

8 января. 40 дней со дня кончины Невежиной Н. Г. Привезена в монастырь завещанная ею икона «Трех радостей» с дарственной надписью игумении Валентины.
На похоронах Нины Георгиевны матушка игумения не была по причине болезни, но на сороковой день она не могла не поехать. Близких родственников у почившей не осталось, и похороны и поминки организовывал ее крестник Андрей Вагин. Панихида по Нине Георгиевне состоялась в храме свт. Николая на Маросейке, постоянной прихожанкой которого она была с моменты его открытия. Затем близкие почившей поехали на Даниловское кладбище, где она была похоронена рядом с родственниками. На могиле была отслужена лития. Поминальная трапеза проходила в квартире Нины Георгиевны.
Игумения Алексия. На трапезе все разговоры были только о Нине Георгиевне. Одно воспоминание следовало за другим. Вспомнили эпизод, как во время войны Нина Георгиевна работала на заводе. Сначала ей было поручено точить детали автоматов на станке. Эта операция у нее получалась очень плохо – детали у Нины Георгиевны получались то больше, то меньше по размеру. Уже начали поговаривать, что она занимается вредительством. Затем ее перевели на другую операцию, где надо было вставлять пружинки. Эта работа была «хитрее» первой: надо было сначала стукнуть по пружинке, а затем запихнуть ее в паз. Нина Георгиевна так приловчилась, что стала выполнять по 3-4 нормы в день, что и спасло ее от обвинения во вредительстве.
Потом вспомнили, как Нина Георгиевна была на приеме у Патриарха Алексия I. К этому ее побудило известие о несправедливом переводе ее духовника в другой храм. Нина Георгиевна знала, что Патриарх Алексий, еще будучи архимандритом, иногда служил во Владычнем монастыре, общался с игуменией Валентиной. Это и было «главным козырем» Нины Георгиевны. После беседы с Патриархом, она подарила ему портрет игумении Валентины.
Нина Георгиевна всегда спешила делать добро. Когда этого требовали обстоятельства, она могла быть очень решительной и мужественной. Примером этому может служить следующий случай. Нина Георгиевна и ее духовная сестра по очереди ухаживали за лежачей больной. Однажды напарница заболела, а Нина Георгиевна в это время работала и не могла быть рядом с подопечной, требовавшей постоянного присмотра. Любящее и сострадательное сердце не могло смириться с тем, что немощный человек может оказаться без попечения.
Напротив дома больной находилось здание министерства речного флота. Нина Георгиевна посчитала, какое окно находится напротив окна ее подопечной. Ее не остановило и не смутило, что это было министерство, и она уверенно пошла туда. Удивительно, во-первых, что Нина Георгиевна прошла без пропуска. Во-вторых, что она точно вычислила кабинет с нужным ей окном. В-третьих, что сотрудник министерства выполнил ее просьбу. А просила Нина Георгиевна ни много, ни мало: регулярно смотреть за больной в бинокль в течение недели. На случай оказания экстренной помощи, Нина Георгиевна оставила свой рабочий телефон.

Я знала, что Нина Георгиевна хотела передать в монастырь икону «Трех радостей» с дарственной надписью игумении Валентины. По-человечески, я немного переживала: а вдруг крестник, которому Нина Георгиевна давала указания по поводу того, как распорядиться ее имуществом после смерти, не знал об этом пожелании. Но в конце трапезы Андрей сам завел разговор об иконе и предложил сегодня же забрать ее в монастырь. Я, конечно, согласилась. Когда-то давно я читала об иконе «Трех радостей», но время ее празднования не помнила. Еще с дороги я позвонила сестрам и попросила найти эту дату в календаре. Каково же было всеобщее удивление, когда оказалось, что именно сегодня день празднования иконы «Трех радостей». Сразу же по прибытии в монастырь сестры вместе помолились перед новой святыней. Все отметили, что икона очень благодатная.

11 января. Паломническая поездка.
По традиции на Святках состоялась однодневная паломническая поездка. В этот раз сестры посетили Троице-Сергиеву Лавру, Борисоглебский Дмитровский мужской монастырь и Спасо-Бородинский женский монастырь. Когда сестры входили во врата Борисоглебского монастыря, послушник встретил их вопросом: «Вы приехали посмотреть, как всё должно быть правильно в монастыре?» Сестры с интересом выслушали экскурсию по монастырю и с огромной духовной радостью приложились к святыням монастыря. А в Спасо-Бородинской обители монахинь Владычнего монастыря ждал небольшой Рождественский концерт в исполнении Бородинских сестер.

* * *
В этом году в монастырь зачастили съемочные группы. Особенно они докучали на масленице и Великим постом. 7 марта приезжала съемочная группа телеканала «Мир» снимать сюжет про масленицу. 14 марта, в первый день Великого поста приехала съемочная группа телеканала РТР снимать сюжет о том, как постятся в монастырях. Такому визиту в первый день поста мало кто из сестер обрадовался. Что снимать-то? На столах почти ничего нет. Во всем монастыре молчание, все ходят с блокнотами, а тут надо с киношниками говорить. Оператор кое-что поснимал, но не хватало «изюминки». Тогда режиссер решил снять павлина как единственного не соблюдающего пост «насельника» монастыря: Жако перед камерой стали кормить сыром, оставшимся после заговенья. Оказалось, что материал о посте снимали в нескольких обителях, в результате в эфир вышел мелко нарезанный «винегрет» из кадров о монастырях, вдобавок ко всему перепутали титры. Не знаю, что вынесли телезрители после просмотра этого сюжета, но другие телеканалы среагировали на нашего павлина.
И началось «нашествие» разных телеканалов на монастырь. Самое обидное, что съемочные группы интересовала только заморская птица. Все слова о духовной жизни и посте просто вырезались из сюжетов. Жако стал нервный и начал клеваться. Такую агрессию телевидение расценило как изменение характера в худшую сторону от одиночества. И понеслась молва с канала на канал: павлину Жако нужна невеста. В общем, получился целый павлиний сериал: сначала снимали Жако без павы, потом Жако с павой, а осенью уже снимали Жако с павой и потомством.
Кстати, благодаря этим «павлиньим» сюжетам монастырю пожертвовали еще одного павлина вместе с павой. Человек, привезший птиц, сказал, что его начальнику надоело слушать, как кричат павлины.
Нового павлина назвали Дракошей, т.к. он был очень драчливым.

20 марта. Пожертвована икона «Спаситель в темнице».
Эта икона когда-то находилась во Владычнем монастыре. После выселения сестер из обители в 1918 году икону взяли с собой схимонахиня Екатерина и монахиня Акилина. В 30-х годах эти сестры были репрессированы и отбывали срок в лагере под Можайском. После ареста монахинь икона «Спаситель в темнице» осталась в доме их подруги. В наше время родственники этой женщины, озабоченные нахождением храмовой иконы в квартире, приняли решение пожертвовать образ в монастырь. И вот в неделю Торжества Православия после почти 90-летнего скитания икона вернулась в родную обитель.

27 марта. Сын монахини Вассы пострижен в иночество.
Монастырская семья на самом деле намного шире, чем состав сестер. В круг забот монастыря попадают и родственники сестер, и сотрудники, и благодетели, и прихожане, и трудники, и … мамы реабилитирующихся наркоманок.
Рустика, сына монахини Вассы, первые насельницы Владычней обители знали еще как прихожанина Высоцкого монастыря, помнили, как он стремился поступить в эту обитель. После окончания школы в 1996 году мечта Рустика сбылась – он поступил в Высоцкий монастырь, а его мама во Владычний. Благословение на монашество Рустик получил от протоиерея Николая (Гурьянова) еще в 1994 году, но монастырь ему указан не был, поступление в Высоцкую обитель было выпрошено у старца. Недаром монахи говорят «что выпрошено – то выброшено». Менее чем через год произошло искушение, и, хотя Рустик не был виноват, его попросили покинуть монастырь. После этого он работал во Владычнем монастыре, служил в армии, снова работал в женской обители, затем при приходском храме и только в мае 2004 года по молитвам матери и всего Владычнего монастыря он поступил в Г-ий монастырь С-ой епархии. Придя во Введенский храм этой обители, Рустик вспомнил слова протоиерея Николая, сказанные ему в 1994 году: «У вас в монастыре клирос выше иконостаса.» В то время эти слова были непонятны, зато сейчас, когда перед глазами были хоры под потолком храма, сразу стало ясно, о каком монастыре говорил старец.
Монахиня Васса и сестры продолжали усердно молиться сначала просто за Рустика, потом за послушника Рустика.
Игумения Алексия. 27 марта вечером мне позвонили из Г-ого монастыря и сказали, что со мной хотят поговорить отец Даниил и отец Пафнутий. Я недоумевала, кто бы это могли быть, т.к. не знала никого с такими именами. Тайна разрешилась просто: послушника Рустика постригли в рясофор с именем Даниил, а иноком Пафнутием оказался наш бывший пастух Александр, которому я порекомендовала поступить в этот монастырь. Когда я сообщила монахине Вассе о постриге ее сына, она долго не могла придти в себя от радости.

8 апреля. 10 лет со дня монашеского пострига игумении Алексии.
В этот день сестры тепло поздравили матушку игумению с ее малым юбилеем. После трапезы состоялся «вечер воспоминаний». Сестры наперебой рассказывали различные случаи из своей монастырской жизни, а заодно и из матушкиной. Самое большое оживление среди новоначальных вызвал рассказ о том, как матушка помогала готовить архиерейскую трапезу перед своим постригом. В первом монастыре будущей матушке Алексии часто приходилось готовить и обслуживать праздничные трапезы, вот она и решила сделать два «фирменных» блюда для митрополита Ювеналия: фаршированную щуку и клюквенный мусс. Со щукой проблем не возникло, а вот с приготовлением мусса вышла загвоздка – долго не могли найти миксер. Первый найденный оказался маломощным и ничего не взбивал, второй – сломался, проработав всего несколько минут. Что делать? Матушка не растерялась, взяла в руки … дрель, вместо сверла вставила лопасть миксера и все-таки взбила мусс.
Игумения Алексия. А мне в этот день почему-то вспомнился совсем другой эпизод, связанный с моим постригом.
8 апреля1995 года в Ильинском храме почти в полном составе присутствовала администрация города Серпухова, все знали, что постригают будущую настоятельницу. Десять лет назад еще старались показать лояльность Церкви независимо от мировоззрения, но очень часто реальная помощь была только на словах или на бумаге. Митрополит Ювеналий, как опытный архипастырь, знал и чувствовал настроение светской власти. Мне врезались в память слова Владыки, сказанные в проповеди после пострига: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения». Поистине это были пророческие слова. Впоследствии все люди, обещавшие помогать восстанавливать монастырь, не выполнили своих обещаний!
Многим кажется, что они сами, по собственному почину приезжают в монастырь и делают пожертвования. Мало кто догадывается, что в обитель их приводит Матерь Божия. Мало кто знает, что милостыня нужна не только монастырю, но и самому жертвователю, ибо «блаженни милостивии, яко тии помиловани будут». Царица Небесная призывает людей для помощи обители, чтобы научить их милосердию. Она здесь хозяйка, Она печется о монастыре. А я только инструмент в ее руках. Сколько раз было, что человек хочет помочь обители, но обстоятельства складываются так, что у него ничего не получается. Бывало и наоборот – не было желания или возможности сделать пожертвования, но после посещения обители всё складывалось так, что нельзя было не помочь.
Для меня, как для настоятельницы, отрадно и духовно легко общаться с монастырскими благодетелями, потому что все они – воцерковленные люди.

5 мая. Четверг Светлой седмицы. 10 лет со дня возрождения монашеской жизни.
Этот день не был отмечен пышными торжествами. Праздник прошел по-семейному тихо и скромно. Утром все сестры были на литургии. Потом был традиционный для Светлой седмицы крестный ход, а затем трапеза. Но на сердце у каждой сестры была радость – сегодня монастырь отмечал свой маленький юбилей.
Впереди у всех насельниц предстояли труды по подготовке к официальному празднованию 10-летия возрождения обители и 645-летия с момента основания монастыря. Эти события были приурочены к Патриаршему визиту в город Серпухов 28 июля, в чем явно просматривался промысел Божий – именно в этот день 10 лет назад во Владычнем монастыре состоялась первая Божественная литургия после возрождения обители.
Игумения Алексия. В этот день мысли невольно уносились на десятилетие назад. Представляла ли я, сколько трудов по восстановлению обители мне придется понести? Скорее всего, нет. Мне казалось, что сразу придет много сестер и у монастыря будет много благодетелей. Если бы все произошло именно так, как мне наивно представлялось, то каким бы был монастырь через десять лет? А самое главное – было бы полезно для моей души и для душ пришедших сестер такое благоденствие и многолюдство? Да вообще, справилась бы я с воспитанием большого количества сестер? Вряд ли. Господь выше сил трудов не посылает, вот и послано мне для руководства малое стадо. Только на третьем-четвертом году возрождения монастыря я смирилась с тем, что сестер мало и средств мало – значит так надо, значит так спасительнее. Самый главный критерий оценки всех монастырских событий – ведет ли это ко спасению? Ведь сестры собрались в монастырь не для того, чтобы восстанавливать порушенные стены, а для того, чтобы очищать сердце от страстей. А восстановление руин – это всего лишь наше послушание.

18 мая. Празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». День памяти преп. Варлаама Серпуховского.
Божественную литургию в Высоцком монастыре совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Красногорского Саввы, настоятелей монастырей и благочинных Московской епархии. Владыка Ювеналий возглавил и крестный ход из Высоцкого монастыря во Владычний. Во Владычнем монастыре впервые служил новый благочинный монастырей архимандрит Роман (Гаврилов), настоятель Дмитровского Борисоглебского монастыря. Крестный ход завершился молебном на соборной площади Владычнего монастыря.
По сложившейся традиции на литургии в женской обители пел сводный хор Владычнего, Спасо-Бородинского и Колоцкого монастырей. В этом году были исполнены достаточно сложные произведения: Софрониевская «Херувимская» Чеснокова и «Милость мира» Архангельского. Это стало возможным благодаря тому, что с хором Владычнего монастыря занимался иерей Андрей Черноризов из Коломны. Батюшка имеет консерваторское образование и несомненный талант хормейстера – у него начинают петь даже весьма посредственные клирошане.
Игумения Алексия. К празднику мы не стали «вылизывать» монастырь, потому что не хотелось тратить на это драгоценное время, и без этого все рабочие ощущали цейтнот: к приезду Патриарха нужно было успеть отреставрировать огромное количество объектов.
Непосредственно перед 18 мая шли работы по благоустройству территории, бригада белгородцев укладывала тротуарную плитку. Высотный рельеф нашего монастыря очень сложный, поэтому чтобы не ошибиться в уклоне дорожек, рабочие выбрали удобный для них порядок работ. К празднику было выложено много квадратных метров плитки, но участок между соборной площадью и трапезной, где должны были пройти гости, сделать не успели. Я решила, что после молебна поведу Владыку в трапезную мимо настоятельского корпуса по новой плитке: получался крюк, зато не надо было месить песок на недоделанном участке.
В день праздника, когда завершились крестный ход и молебен, меня отвлек кто-то из прихожан. Я думала, что успею переговорить с этим человеком, пока Владыка будет разоблачаться в алтаре. Вдруг кто-то из батюшек окликнул меня. Смотрю, а митрополит, не сняв облачение, направился к трапезному корпусу по короткой дороге прямо по песку. Вот так всегда и бывает: не доделаешь малость, но именно она и вылезет наружу!
По новой, вымощенной плиткой, дорожке я провела митрополит после трапезы.

12 июля. Освящение собора Николы Белого.
В преддверие визита Патриарха была завершена наружная реставрация собора Николы Белого и внутренняя отделка центральной ротонды храма. Позолоченный иконостас и роспись поражают всех своим великолепием. Такой красивый собор не затерялся бы и среди московских храмов, а для районного центра он является жемчужиной.
История основания собора восходит к XVI веку, когда был возведен деревянный Никольский храм, затем он был перестроен и в 1649 году упоминался как первый каменный храм в городе и на посаде. В 1857 году было завершено строительство нового храма в стиле ампир, и в дальнейшем его внешний облик уже не менялся. Примечателен факт посещения собора Патриархом Тихоном в 1924 году. Именно он присвоил храму статус кафедрального собора, т.к. Троицкий собор в это время был в руках обновленцев. После закрытия Владычнего монастыря в собор Николы Белого была перенесена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
В богоборческое время храм немало пострадал: в нем размещались и макаронная фабрика, и прачечные, и штаб гражданской обороны. Но милостью Божией в 1995 году собор был возвращен верующим. Прошло 10 лет, и вот собор полностью готов к освящению всех пяти престолов.
Богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, ему сослужили архиепископ Можайский Григорий, епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, епископ Видновский Тихон, настоятели монастырей и благочинные Московской епархии.
По окончании Богослужения состоялся крестный ход от собора Николы Белого до Советской площади города. Там состоялась торжественная церемония ее переименования в честь князя Владимира Андреевича Храброго. В крестном ходу приняли участие и сестры Владычнего монастыря.
По окончании праздничных мероприятий митрополит Ювеналий осмотрел все объекты, которые должен посетить Патриарх.
Игумения Алексия. Владыка внимательно и подробно расспрашивал о нашей готовности, делал замечания и распоряжения. К посещению были намечены два храма: Вознесенский придел Георгиевского храма и храм святителя Алексия, который Святейший уже посещал в 1995 году. Когда митрополит подошел к Введенскому собору, то спросил, что там внутри. Я сказала, что буквально ничего: на днях рабочие закончили засыпать неровности земляного пола, плюс установлено тело иконостаса, вот и все. Владыка решил осмотреть внутренность собора и, несмотря на то, что крыльца еще не было, по наваленным камням быстро забрался в собор. И я, и благочинный протоиерей Владимир только подивились юношеской сноровке митрополита Ювеналия.

* * *
Этим летом Господь и Матерь Божия сотворили чудо: разрушенный монастырь стал цветущим и в буквальном и в переносном смысле. За один строительный сезон было проделано немыслимое количество работ!
Пока шла реставрация, даже матушка игумения немного сомневалась, что получится исполнить все задуманное. Но с Божией помощью успели сделать почти все.
Игумения Алексия. На фотографиях, сделанных 18 мая видно, что на западном фасаде еще стоят леса, а за южный еще не принимались. До 28 июля оставалось чуть больше двух месяцев, а работы впереди – на целый строительный сезон. Надежда была только на то, что Богородица Сама все устроит как нужно в Ее монастыре. К визиту Патриарха закончили реставрационные работы на западном и южном фасадах Введенского собора, покрыли кровлю медью. Такой дорогостоящий материал для кровли был не роскошью, а необходимостью – закомары кроют только медью. Последние камни южного крыльца Введенского собора клали за день до приезда Святейшего. Жалко, что внутри собора ничего не успели сделать.
Помощь Божия ощущалась во всем, но и искушений было много. Когда побелили стены Георгиевского храма, контраст между сияющими стенами и облезающим шатром стал просто «резать глаза». Стало ясно, что подновлять шатер надо обязательно. Но как это сделать? Высота шатра 14 метров, а его верхняя точка на высоте 32 метров от земли. Поставить такие высокие и мощные леса явно не хватало времени. Решили привлечь к работе промышленных альпинистов. Договорились с человеком из Протвино, согласовали сроки работ. В назначенный день альпинисты не приехали. Стали звонить их бригадиру – оказалось, что он попал в аварию и лежит в реанимации. Явное искушение. Стали искать других людей. А время-то идет… В конце концов, нашли альпинистов из Тулы. Они быстро и очень качественно (лучше обычных строителей) отреставрировали шатер за вполне приемлемую сумму.
Самые значительные работы были проделаны на западном прясле (крепостная стена с примыкающими постройками). Сначала было разобрано полуразрушенное здание XIX века, пристроенное между надвратным храмом и корпусом XVI века. Затем была разобрана вся поздняя кладка. Процесс реставрации чем-то похож на превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя. Пока идет вычинка, все выглядит просто ужасно: в одном месте дыру заложили, в другом – пробили, везде кирпичи, мусор… Зато, когда начинается обмазка и побелка – это напоминает только начинающие пробиваться белые перья будущего лебедя. И вот, наконец, все обмазано, побелено, леса сняты. И монастырь-лебедь плывет над Окой! Крепостная стена поражает всех своей древностью и мощью. Теперь люди, давно не посещавшие монастырь, думают, что они заблудились и приехали куда-то не туда.
Монахиня Ксения. Можно понять, что приезжие паломники не узнают монастырь. Но даже сестры и сотрудники долго не могли привыкнуть к виду сверкающих белизной стен. Когда шла реставрация, мы просто не успевали отслеживать все изменения.
Как-то несколько дней я не выходила за ограду XVI века. Потом меня позвали в иконную лавку. Возвращаясь обратно, я буквально остолбенела – стена и надвратный храм белые!
Наша бухгалтер Любовь Павловна не уставала удивляться: «Ухожу с работы – пустая клумба. Прихожу утром – цветут цветы.»

27 июля. Попечительский совет монастыря принял участие в работах по уборке территории монастыря.
Работы по реставрации были проделаны колоссальные, но грязи и мусора после них осталось очень много. Неоценимую помощь в уборке территории монастыря оказал командир одной из воинских частей города Серпухова Мусияченко Александр Дмитриевич. Он регулярно выделял солдат, которые убирали строительный мусор в недоступных для техники местах.
В последний день все силы были брошены на … мытье площади. Мыли и солдаты, мыли и члены попечительского совета обители. Фотоаппарат запечатлел со швабрами и метлами в руках председателя Попечительского совета монастыря, председателя Совета депутатов г. Серпухова Горбунова Романа Владимировича, директоров предприятий и других известных людей города.
Бескорыстные помощники потрудились и разошлись по домам, а сестры допоздна готовились к ожидающему их завтра важному и ответственному событию.

28 июля. Серпухов посетил Святейший Патриарх Алексий II.
Патриаршее пребывание в Серпухове – часть большой программы, посвященной празднованию 625-летия Куликовской битвы. Дата визита была приурочена ко дню памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, потому что он был небесным покровителем Серпуховского князя Владимира Андреевича, прозванного Храбрым. Именно засадный полк, которым он командовал, предрешил исход Куликовского сражения.
Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию в соборе Николы Белого. За богослужением Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Люблинский и Холмский Авель (Польская Православная Церковь), Можайский Григорий, Истринский Арсений, епископы Илиан (Востряков), Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, Видновский Тихон. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий обратился к молящимся со словом, где сказал: «Хорошо помню, как в 1995 году при посещении Серпухова мне символически были вручены ключи от этого храма. Тогда, десять лет назад, церковное возрождение только начиналось. Верующим практически неоткуда было ждать помощи. Но ведь сказано у Апостола, что Господь, подающий нам Духа, совершает между нами чудеса (Гал. 3,5). И возрожденный храм, безусловно, еще одно из испрошенных святителем Николаем у Бога чудес.»
После богослужения в соборе Николы Белого Святейший Патриарх Алексий посетил Высоцкий мужской монастырь, где совершил литию в память о воинах, погибших на Куликовом поле, и освятил знамя Военно-патриотического клуба имени Серпуховского князя Владимира Храброго.
Следующим местом посещения Святейшего Патриарха стал Владычний женский монастырь. Первосвятитель посетил Вознесенский придел храма вмч. Георгия Победоносца и храм святителя Алексия, который Святейший посещал во время своего первого визита в Серпухов 10 лет назад. Затем Патриарх поклонился пребывающим под спудом мощам основателя обители преподобного Варлаама Серпуховского, келейника святителя Алексия.
Игумения Алексия на молитвенную память о посещении обители преподнесла Святейшему Патриарху резную панагию из мамонтовой кости с изображением иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и предстоящими свт. Алексием и преп. Варлаамом Серпуховским. Председатель Попечительского совета Горбунов Роман Владимирович передал в дар Первосвятителю картину с видом Владычнего монастыря.
Обращаясь к сестрам обители и ее благотворителям, Святейший Патриарх Алексий сказал: «То, что делается вами здесь, достойно глубокой благодарности и признания, это настоящий подвиг. При посещении женских обителей мы видим, как силою духа умножаются слабые силы насельниц при совершении ими великого труда по возрождению православных святынь.
Спустя 10 лет вновь посещая этот монастырь, я убеждаюсь, как много сделано здесь для возрождения обители, которая на протяжении столетий была местом паломничества православных людей, – подчеркнул Святейший Патриарх. – По благословению Владыки митрополита Ювеналия, трудами матушки игумении и сестер совершается возрождение древней обители, восстанавливаются храмы и здания монастыря, он вновь принимает паломников, который устремляются к намоленным святыням Церкви, освященным подвигом наших великих предков, а теперь – и молитвами насельниц этой возрожденной обители.»
Затем Святейший Патриарх вручил ордена и грамоты благотворителям обители. Игумения Алексия была удостоена ордена святой равноапостольной княгини Ольги II степени.
В завершение Патриаршего посещения с небольшим концертом выступил хор православной гимназии во имя преп. Варлаама Серпуховского. Святейший благословил детей и вручил им подарки. Сестры показали Святейшему Патриарху еще одну достопримечательность монастыря: павлинов. Первый павлин был подарен обители главой города П.В. Ждановым как живой символ герба города два года назад, а сейчас в монастыре живет пять павлинов.
Перед отъездом из обители Святейший Патриарх осмотрел стенд с фотографиями, иллюстрирующими основные вехи реставрации монастыря.
Игумения Алексия. Его Святейшество очень внимательно рассматривал фотографии. А я про себя думала: «Помнит ли Святейший Патриарх, как выглядел монастырь десять лет назад? Оживляют ли фотографии в его памяти картины осени 1995 года?» Спросить об этом я, конечно, не дерзнула. Но, видя заинтересованность в глазах Его Святейшества, мне хотелось надеяться, что он вспомнил свое первое посещение Владычнего монастыря, тогда разрушенного и неприглядного, а ныне возрождающегося и величественного.

Заключение.

Игумения Алексия. Десять лет возрождения монастыря, конечно, срок не очень большой. Внешне пока видны только некоторые достижения в области реставрации. Но это не главное. В этот период начал закладываться фундамент будущего духовного и материального процветания монастыря. Без Божией помощи невозможно было бы понести те труды и лишения, которые выпали на долю первых сестер.
И сейчас все приходящие в монастырь люди, будь то сестры или паломники, явно ощущают укрепляющую и помогающую благодать Божию. Со многим приходилось смиряться: и со скудостью средств, и с малочисленностью сестер. Но чем было труднее, тем сильнее ощущалось, что Господь и Матерь Божия пекутся о монастыре и посылают нам материальные блага настолько, насколько это не вредит душе. Вся история возрождения монастыря является тому подтверждением.
А еще я все время вспоминаю слова протоирея Николая (Гурьянова): «Все будет так, как надо.»

Печальный P.S.

9 декабря. Умерла схимонахиня Елисавета (Мышляева).
Схимонахиня Елисавета, старейшая насельница монастыря, отошла ко Господу на 90-ом году жизни после непродолжительной болезни.
Схимонахиня Елисавета, в миру Мышляева (урожденная Князева) Екатерина Емельяновна, родилась 24 ноября 1916 года в г. Москве, была крещена в том же году. После октябрьского переворота ее семья переехала в д. Игнатьево Серпуховского района, где Екатерина окончила начальную школу. Затем она обучалась в школе ФЗУ и получила специальность ткачихи-суконщицы. С 1934 по 1971 год работала на ткацких фабриках г. Серпухова. В 1937 году Екатерина Емельяновна вступила в брак с Мышляевым Василием Сергеевичем, вырастила двух дочерей, а в 1971 году овдовела.
С детства Екатерина Мышляева периодически ходила в храм, а после смерти мужа вся ее жизнь была неразрывно связана с Церковью. Она регулярно посещала богослужения и пела на клиросе в храме пророка Божия Илии, единственном действующем в то время в г. Серпухове.
25 апреля 1989 года Мышляева Екатерина Емельяновна была пострижена в мантию архимандритом (ныне епископом Биробиджанским и Кульдурским) Иосифом с именем Пелагия в честь преп. Пелагии. Восприемником при постриге был иеромонах (ныне почивший архимандрит) Герман (Хапугин).
В 1996 году монахиня Пелагия поступила в число сестер Владычнего монастыря.
16 сентября 2001 по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия епископом Видновским Тихоном была пострижена в схиму с именем Елисавета в честь праведной Елисаветы, матери Иоанна Крестителя.
Схимонахиня Елисавета была смиренным, скромным и удивительно простым в общении человеком. Всю жизнь она терпеливо переносила житейские невзгоды и скорби. До времени предсмертной болезни схим. Елисавета регулярно бывала на богослужениях, несла череду чтения псалтири.
Земной путь схимонахини Елисаветы завершился 9 декабря 2005 года. В обители сразу началось чтение Псалтири по почившей. Помолиться об упокоении новопреставленной схимонахини пришли многие верующие города Серпухова.
Вечером 9 декабря гроб с телом почившей был поставлен в Вознесенском приделе Георгиевского храма обители. 10 декабря архимандрит Роман, настоятель Давидовой пустыни, благочинный монастырей Московской епархии совершил во Владычнем монастыре заупокойную утреню, а 11 декабря – отпевание схимонахини Елисаветы.
Почившая похоронена на монастырском кладбище за алтарем Введенского собора.
Игумения Алексия. Вот и появилась на монастырском кладбище первая насельница. Морально все сестры были готовы к смерти схим. Елисаветы, все-таки ей шел уже 90-ый год. Но по-человечески так хотелось, чтобы она прожила еще хотя бы год, чтобы отпраздновать ее 90-летие. Но на все воля Божия.
Надеюсь, что обитель приобрела себе молитвенницу на Небесах.