ВВЕДЕНСКИЙ СОБОР ВЛАДЫЧНОГО МОНАСТЫРЯ
История Владычного монастыря города Серпухова всегда была теснейшим образом связана с историей русского государства. Важнейшие политические события непосредственно находили отражение в развитии его архитектурного облика.
Основание его связано с именем митрополита Алексия – крупнейшего государственного и политического деятеля XIV века, приложившего немало сил для стабилизации и укрепления положения молодого Московского княжества. Как известно, он был опекуном и воспитателем внуков Ивана Даниловича Калиты – князей Дмитрия Ивановича «Донского» и Владимира Андреевича «Храброго», серпуховского князя.
Временем основания монастыря принято считать 1360 год, когда, повинуясь знамению Владычицы Богородицы, митрополит поручил своему келейнику Варлааму выбрать место основания монастыря, которое он благословил как место закладки обители. Тогда же, по-видимому, был выстроен изначально деревянный храм.
В 1362 году московский князь Дмитрий Иванович вернул себе «ярлык» на великое княжение. Наставник и главный советник 11-летнего князя-отрока, – митрополит Алексий возможно в связи со столь знаменательным событием пожелал перестроить в камне Введенский собор недавно основанного монастыря в окрестностях города Серпухова.
В 1362 г. в обители была выстроена «каменная церковь трудами первого строителя пр. Варлаама». Указанная датапостроения первоначального собора основывается на надписи, вырезанной на каменном надгробии строителя обители преп. Варлаама. Таким образом, если каменный храм существовал, то это было первое каменное сооружение не только монастыря, но и в Серпухове.
Достоверных сведений о местоположении первого каменного храма не имеется. По преданию митрополит Алексий прибыл в Серпухов проститься с Варлаамом и свершить над ним погребение в 1377 году, местом захоронения которого считается западная паперть собора 1362 года. Принимая во внимание традиционность постановки нового храма на старом церковном месте, и считая, что остатки храма XIV века могут находится внутри периметра стен существующего здания собора, можно предположить, что захоронение Варлаама находится на месте бывшей трапезы, выстроенной в 1752 году у западного фасада существующего собора. Это также косвенно подтверждается многочисленными чудотворениями от гробницы Варлаама, засвидетельствованными именно в этой трапезной, когда готовилась канонизация нового святого в конце XIX века.
Археологические исследования 2000-2001 годов, которые проводились при проведении работ по благоустройству территории, перед началом работ по понижению уровня дневной поверхности к западу от собора в границах трапезной (притвора) XVIII века, а также частично внутри апсид храма, не выявили на исследуемых участках фрагментов первоначального собора.
История монастыря на протяжении последующих двух столетий, в том числе строительная, почти неизвестна из-за отсутствия письменных источников, а широкомасштабных археологических поисков на территории монастыря не проводилось.
Существующий белокаменный Введенский собор уже не раз становился предметом научного интереса.
Первое описание собора было дано В.А. Рожественским в 1866 году на основании визуального осмотра памятника и документов, хранящихся в ризнице Серпуховского Владычного общежительного девичьего монастыря. Автор указанной книги, не проводя архитектурного стилистического анализа и натурных исследований, отождествляет собор с тем, что был выстроен в 1362 году.
А.И. Некрасов относит существующее здание собора к середине XVI века, основывая это утверждение на его близости с Святодуховской церковью Троице-Сергиевой лавры 1559 года, Введенским и Пятницким храмам там же (вне стен монастыря). Возможно данное предположение было связано с имеющимися сведениями о посещении Серпухова царем Иваном Грозным в 1556 году. Возможно, царь тогда же посетил и монастырь, следствием чего являются льготные грамоты 1556 и 1559 годов, которые освобождали монастырь от всех государевых повинностей, что не могло не сказаться на существенном улучшении экономического положения обители.
Позднее к этой же датировке склонялись П.А. Раппопорт и М.А. Ильин
Архитектор Н.Н. Свешников, начавший исследования собора в 1965 году, считал, что в существующем виде собор должен быть отнесен к XVI веку, а придел к XVII веку. По результатам натурных исследований он выявил двухъярусный характер размещения закомар первоначального завершения собора, дал описание строительных периодов и разработал графическую реконструкцию первоначального архитектурного облика памятника.
Однако, наиболее подробное искусствоведческое исследование памятника было проведено Е.Г. Щеболевой, которая на примере каменных храмов кон.XVI – нач.XVII века вычленила наиболее общие стилистические закономерности, свойственные зодчеству «годуновского стиля», который был отмечен новым расцветом архитектуры, усвоившей «итальянизирующие» приемы кремлевских соборов начала XVI века (в первую очередь – Архангельский собор), (7) одним из самых ярких представителей которого был собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле, построенный по заказу сестры царя Ирины Годуновой в 1580-х гг.
Указанный собор, в котором нашли отражение наиболее характерные черты стиля, послужил образцом Введенского собора Владычного монастыря. Автором была определена группа храмов, относящихся к постройкам царского заказа и наиболее характерно выразивших стилистические тенденции своего времени, к которой был отнесен и собор Владычного монастыря.
Точное время строительства Введенского собора монастыря неизвестно. Тем не менее, сроки строительства примерно укладываются в период правления Бориса Годунова и связаны с успешным завершением «Серпуховского похода» 1598 года против крымского хана Казы-Гирея (Гази Гирея II, 1588-1608 гг.), в результате которого крымское посольство приняло предложение о мире и который непосредственно предшествовал царскому венчанию (3сентября 1598 года).
Стан Бориса Годунова находился на лугах вблизи Владычного монастыря, настоятелем которого был Вассиан (Ладыженский) – родственник Леонтия Ладыженского, посланника царя в Крыму, чьи дипломатические действия в значительной степени содействовали политической победе Годунова.
Монастырь, оказавшийся в центре таких крупных политических событий, как воцарение новой династии на русском престоле, получил значительные царские вклады, послужившие толчком для активизации строительства в монастыре каменных храмов и оборонительных сооружений.
Последующие натурные исследования построек ансамбля Владычного монастыря подтвердили факт возведения в довольно короткие сроки (1599-1605 гг.) целостного архитектурного ансамбля со всеми стилистическими признаками, присущими «годуновскому» стилю, ядром которого является Введенский собор.
Проведенные исследования показали, что собор представляет собой кирпичный, облицованный снаружи белокаменными блоками, двустолпный пятиглавый храм с тремя сильно выдвинутыми на восток пониженными апсидами. Фасады, декорированные филенками, членятся лопатками на три прясла и завершаются трехчастным антаблементом с двумя ярусами закомар.
Алтарные апсиды имели сквозные отверстия (позднее заложенные) в цилиндрических частях сводов над южной и северной апсидами, что дает возможность предположить наличие двух световых глав. Собор первоначально задумывался с приделом в южной апсиде, в пользу чего говорят ряд фактов: в апсиде отсутствует восточное окно, как в других двух апсидах, а вместо этого имеется окно, выходящее на южный фасад; на северной стене имеются жертвенные ниши; южная апсида имеет более изолированную от остальных апсид планировку – между южной апсидой и центральной в северной стене устроен дверной проем с подставами для навешивания двери, в то время как между двумя другими устроена открытая арка.
Почти по центру внутреннего помещения собора поставлены два квадратных в плане столба, с которых на стены перекинуты подпружные арки, несущие своды. Причем центральный световой барабан смещен к западу вытянутой в продольном направлении ячейки свода.
Такое решение уникально и не имеет аналогов в русской архитектуре конца XVI-XVII вв. Это позволило ряду исследователей предположить, что данная конструкция не первоначальна и является следствием многочисленных перестроек собора в более позднее время: А.И. Некрасов представлял его бесстолпным с одной главой на пирамиде кокошников; М.А. Ильин считал, что данное решение было следствием перестройки существующего собора из первоначального храма XIV века; Е.Г. Щеболева высказала предположение, что существующее завершение собора выполнено позднее, скорее всего в 1752 или 1798 годах, а собор изначально был двустолпным, но с центральным размещением главы непосредственно между столбами, как в Благовещенском соборе Сольвычегодстка.
Следует отметить, что вышеуказанные предположения относительно исторического облика собора основывались исключительно на искусствоведческом анализе памятников и визуальном осмотре, без натурных исследований, которые стали возможны только в период проведения реставрационных работ.
В результате расчисток собора от поздних кладок и строительного мусора выяснилось, что поздние реконструкции не затронули конструктивную основу собора – кирпичные своды и белокаменные внутренние столбы выстроены одновременно со стенами.
Расчистка пазух сводов и закомар подтвердила подлинность и единовременность центрального барабана на постаменте, малых угловых глав и завершение храма в виде двух ярусов закомар. На сводах апсид, в местах предполагаемого размещения глав, не удалось выявить их остатков, так как эти участки сводов обложены позднее сверху еще одним рядом кирпича. К началу исследований на двух боковых и центральной главе сохранялись вторые ярусы барабанов, а у западной стены собора -руинообразные фрагменты стен западной паперти 1752 года, выстроенной на месте предыдущей деревянной. Сравнение характера кирпичной кладки барабанов и стен паперти позволяет отнести их к одному строительному периоду. Возможно, что во время строительства паперти одновременно были надстроены и главы.
Нижние части барабанов сохранились в полном объеме (не считая отверстия в своде центральной главы при поздней надстройке). Следует отметить одну интересную особенность в устройстве венчающего карниза угловых малых глав – на участках барабанов, обращенных внутрь (в сторону центрального барабана), карниз вытесан из кирпича – на остальных участках из белого камня.
Таким образом, существующий храм удивительным образом, не смотря на поздние перестройки, сохранил свои первоначальные конструкции и декоративное убранство (с некоторыми утратами).
Объемно-пространственная композиция храма, представленная в виде четверика, завершающегося двумя ярусами закомар и центральным барабаном, возвышенным при помощи постамента, стремится к пирамидальности. Четыре малые угловые главки, поставленные на уровне нижних закомар, и (как показали натурные исследования) две другие главки на сводах крайних апсид подчеркивают многоступенчатость общей композиции, устремленной ввысь. Пирамидальность композиции также достигается размещением оконных проемов в центральных пряслах всех трех фасадов храма выше порталов, а также использованием килевидных очертаний в обрамлении оконных и дверных проемов.
При этом взаимосвязь формы завершения с конструкцией сводов носит компромиссный характер, учитывая, что только центральные закомары соответствуют внутренней конструкции, а боковые и верхние – декоративные. Особенно обращает на себя внимание несоответствие симметричной композиции боковых (южного и северного) фасадов и осей завершения, что объясняется внутренней конструкцией двустолпного храма, в результате чего даже оси порталов южного и северного фасадов оказались ориентированы на внутренние опорные столбы. Собор является характерным образцом изменившегося отношения к композиции объема и фасадному декору в зодчестве рубежа ХVI-ХVII столетий, когда организация внешней формы здания превалирует над внутренней структурой здания.
Основу фасадного декора храма составляет ордерная система, впервые примененная в убранстве кремлевских храмов, возведенных архитекторами-итальянцами на рубеже ХV-ХVI вв.
Для храмов рубежа ХVI-ХVII столетий характерно единообразие в подходе к формированию объемной композиции и более жесткая система организации фасада: трехчастный антаблемент или карниз, отрезающий закомары, делит стены основного четверика на две зоны – нижнюю, членящуюся пилястрами на три прямоугольных прясла и верхнюю, образованную дугами закомар или кокошников. Характерно использование в фасадном убранстве филенок на пряслах.
Трехчастное деление фасада распространяется и на двустолпные храмы – ярким примером этого является рассматриваемый собор.
С учетом изложенного, существующий храм полностью является детищем своего времени – рубежа XVI – XVII веков.
Время постройки существующего собора было косвенным образом подтверждено во время археологических исследований.
В 2000-2001 годы при проведении работ по благоустройству территории (перед началом работ по понижению уровня дневной поверхности) были проведены археологические исследования к западу от собора в границах притвора XVIII века, а также частично внутри храма (в алтарной части и южной части храма).
Как показали результаты исследований, храм был поставлен без подклета, над погребениями. Внутри собора была обнаружена надгробная плита с датой 1549 года, которая находилась в уровне дневной поверхности кладбища, что может являться датирующим элементом и относить строительство собора на конец XVI века. В алтаре также был выявлены остатки погребений, нарушенные при строительстве собора в XVI веке. У западного фасада собора были обнаружены и более ранние христианские погребения, по способу захоронения характерные для XII-XIV веков. Самые поздние захоронения были осуществлены до середины XVIII века в слое перемешанного грунта, имеющего насыпное происхождение.
При исследовании западных фундаментов был выявлен углистый слой с довольно крупными кусками обгоревшего дерева, ниже которого кладка очень грубая и некачественная, а выше нее уже значительно более качественная кладка цоколя. Это позволяет предположить смену строительной бригады после пожара. Возможно это было связано с инженерными просчетами строителей при устройстве фундаментов, которые выли выявлены археологическими исследованиями: были обнаружены явные деформации «поплывшего» фундамента собора, поставленные на довольно крутом песчаном склоне, который для стабилизации был усилен изнутри апсиды опалубкой в виде сруба бревен с угловым соединением «ласточкин хвост» (негативные отпечатки сруба остались на растворе).
В процессе раскопок были выявлены интересные строительные особенности: так фундаменты под полукружие центральной апсиды выложены в виде трапеции, а северной и южной апсид – в виде прямоугольников. При этом местами полукруглые в плане стены нависают над прямыми углами. Сам фундамент по высоте ступенчато расширяется вниз. Кроме того, были зафиксированы выступы фундаментов шириной 15-30 см в уровне пола, на котором был обнаружен древесный тлен – это позволяет предположить, что на эти выступы опирался первоначальный деревянный пол.
1605 год можно принять за дату завершения строительства собора, так как уже в следующем 1606 году царь Василий Шуйский (1606 –1610) устроил в « с/обор/ ной церкве Введения Пречистыя Богородицы предел во имя Благоверного цар/евича/ Димитрия, меж столбов, в углу, др/евяной/, дощатой…».
Устройство этого придела после смерти Бориса Годунова, обвиненного в убийстве царевича, в период смуты, было весьма актуально и имело политическое значение. Московский трон целый год занимал Лжедмитрий I и было важно подтвердить факт смерти истинного царевича и самозванство Лжедмитрия.
Придел во имя Святителя Московского Алексия, основавшего собор во Владычном монастыре, мог появиться еще у первого собора монастыря после того, как был устроен «..храм во имя сего святителя в Чудовом монастыре (1483)», о чем правильно заметил В.А. Рождественский в своей книге.
Как уже говорилось ранее, собор первоначально при строительстве задумывался с приделом, расположенным в апсиде. Можно предположить, что посвящение придела во имя митрополита Алексия было перенесено с предшествующего храма, что объясняется особым почитанием личности этого святого, благословившего создание Владычной обители.
Традиционно приделы в алтаре храма устраивались в дьякониках (южной апсиде). Данные натурных исследований позволяют высказать предположение о существовании здесь первоначально придела Алексия митрополита, что, в свою очередь, может объяснить появление главки над апсидой, в которой располагался придел. Вторая глава – над северной апсидой, может быть объяснена стремлением зодчих к соблюдению симметрии в решении фасадов.
Как видно из хранившихся в монастыре письменных памятников, Алексеевский придел существовал в 1620 году, о чем можно судить по надписи на ризе 1620 года «… в серпухове на посаде во владычном монастыре ко пречистыя богородице и алексия митрополита тщанием игумена кирила с братиею»). Но из текста не ясно, о каком приделе идет речь – в составе храма или самостоятельной пристройке.
Следующее упоминание относится к 1627 году – в писцовых книгах при перечислении монастырских храмов отмечены два придела: «Монастырь Владычен, а в нем церковь Введения Пречистыя Богородицы каменная, да приделы Алексия Митрополита да царевича Дмитрия Углицкова…».
Существующий каменный Алексеевский придел на подклете у северо-западного угла собора был пристроен позднее к основному объема храма.
В.А. Рождественский пишет «С северной стороны соборная церковь имеет каменный придел, во имя Трех Святителей Московских, с особым входом. Придел сей был первоначально устроен во имя святителя Алексия. Не известно, когда, именно в обители Владычней придел святителя Алексия переименован во имя трех святителей Московских».
О времени ее постройки данных нет, но в подклете придела устроена усыпальница Ладыженских (этот род имеет непосредственное отношение к монастырю: в 1598-99 гг. настоятелем монастыря был строитель Вассиан Ладыженский, а его родственник – Леонтий Ладыженский был посланником в Крыму при Борисе Годунове). В подклете на момент описания его В.А. Рождественским находились надгробные плиты 1625-1677 гг.
Принимая во внимание датировку самой ранней надгробной плиты (1625 год), хранящейся в подклете существующего придела, можно с большой долей уверенности этот придел отождествить с приделом, упомянутым в писцовых книгах 1627 года.
Посвящение придела святителю Алексию сохранялось еще при царях Иоанне и Петре Алексеевичах (годы правления 1682-1696). Игумен Александр писал в челобитной «святые церкви – церковь Введения Пресвятые Богородицы, да церковь св. Великомученника Гергия, да церковь преосвященного Митрополита Московскаго и всея России Чудотворца, да на св.вратах церковь св.Священномученника Феодота Агкирского, и около монастыря ограда и церкви – все строение каменное …ныне все обломилось, и крышки на церквах и ограде огнили и опали».
После ремонта в 1695 году по указу Святейшего патриарха Адриана придел уже был освящен во имя Трех Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы.
Натурные исследования показали, что весь существующий объем Алексеевского придела на подклете выстроен одновременно. Стены здания до кокошников и свод подклета целиком сложены из белого камня, верхняя часть сомкнутого свода над храмовой частью – из большемерного кирпича. В декоративном убранстве фасадов строители попытались скопировать элементы декора собора – наличники и кокошники.
Здание венчалось одной главой на барабане, в основании которого были кокошники, с покрытием из зеленой черепицы, которая упоминается в описи имущества монастыря 1780 года «Церковь Трех святителей Петра, Алексия, Ионы московских чудотворцев. На ней глава обита черепицею зеленой».
В XVII веке у собора с запада и юга имелись деревянные паперти. В 1752 году западная деревянная паперть была заменена на кирпичную с тесовой крышей. Крыши над папертью и приделом сохраняли тесовое покрытие до начала XIX века.
Южная деревянная паперть в 1849 году была заменена на новую, выстроенную из кирпича, паперть с ризницей. Возможно тогда же было пристроено и западное крыльцо в виде портика.
В 1866 году паперть с ризницей была перестроена (увеличена за счет пристройки с востока) в придел во имя Филарета Милостивого.
Наступивший новый этап в строительной истории монастыря после его преобразования в 1806 году в девичий отличался большой активностью, обусловленной финансовым благополучием монастыря. Собор на протяжении почти ста лет постоянно обстраивался снаружи новыми объемами.
При этом, не считая растесанных оконных проемов в стенах и частичного разрушения верхнего яруса закомар при устройстве скатной крыши, собор кон.XVI – нач.XVII вв. в целом не претерпел серьезных утрат, что позволило в процессе реставрационных работ восстановить его первоначальный исторический облик.
Выписки из источников о строительной истории собора
1599-1605 гг. Письменные источники отсутствуют.
XVII в. Главы собора впервые были покрыты железом в XVII в.
1620-е годы. Строительство Алексиевской придельной церкви у северо-западного угла собора с усыпальницей Ладыженских в подклете.
1649 год. Первая опись монастыря. Монастырь находился в благоустроенном виде.
1695 год. Ремонт придельной церкви. По указу Святейшего патриарха Адриана придел освящен во имя Трех Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы.
1719 год. «В монастыре соборная церковь каменная во имя «Введения пресвятая богородицы» о пяти главах, кресты и главы опаяны белым железом. А у той церкви придел во имя трех святителей: Петра, Алексия и Ионы каменная»,
1727-1729 годы. Ремонтные работы после пожара в монастыре.
1750-1755 гг. В 1752 году игумен Иосиф писал в Консисторию «на соборной церкви главы обветшали, а другие обвалились». Проводились ремонты стен, глав, иконостаса. «При входе в собор устроена с давних времен паперть. Прежде она была деревянная, но в 1752 г. устроена каменная».
1765 год. «…церковь каменная соборная Введения божия матери с трапезою на ней пять глав покрыты железом, кресты железые ж, местами вызолочены с краскою зеленою, онои главы все крашены зеленою краскою, по правую сторону оной церкви паперть каменная, оная церковь, трапеза и паперть покрыты тесом…В оной же церкви трое дверей железных створчатых…Церковь святых трех святителей Петра, Алексия, Ионы московских чудотворцев. На церкви глава обита черепицею зеленой, крест железный, позлащен местами.»:
1780 год. «…Во оном монастыре соборная церковь во имя Введения Пресвятой богородицы каменного здания на ней пять глав обиты железом выкрашены зеленою краскою…Во оной же церкви трое дверей створных при оной же церкви трое дверей железных створных…При той же церкви Введения пресвятой богородицы в трапезе по правую сторону ризница …. Церковь Трех святителей Петра, Алексия, Ионы московских чудотворцев. На ней глава обита черепицею зеленой, крест железный, позлащен местами.
1798 год. «…Состоящая в показанном монастыре соборная во имя Введения пресвятые богородицы с приделом трех святителей Петра, Алексия и Ионы Московских чудотворцев церковь будучи каменного здания и во всякой твердости, древянною на обоих кровлею обветшала…И всепокорнейше Ваше Преосвященство прошу означенную соборную Введенскую церковь на имеемые в монастыре церковные деньги железом, а придельную при оной трехсвятительскую вновь тесом покрыть дозволить.., резолюциею велено:…церковь покрыть позволить».
1806 год. Описание собора первой игуменией Дионисией (1806-1815) «На соборной церкви Введения пресвятыя Богородицы, на всех пяти главах, на шеях с куполом, железную крышу бурею снесло и железо растерялось. Внутри церкви в трапезе вверху на своде трещина, а с прихода у дверей снаружи стена и вверху арка во многих местах развелась. Внутри церкви с правой стороны ризница ветха и подкреплена каменными столбами. Паперть деревянная совсем ветха и подперта, а у оной паперти крыльцо не покрыто, а лестница совсем сгнила»:
1810 год. Придел Трех святителей был соединен крытой каменной галерей с ц. Георгия (ранее переход был открытый деревянный).
1830, 1836 годы. После сильных бурь и пожара проводились ремонтные работы на соборе.
1849 год. С южной стороны пристроена паперть с ризницей на месте прежней.
1862 год. Был проведен ремонт собора, приуроченный к празднованию 500-летию обители.
1866 год. Ризница у южного фасада собора была перестроена – увеличена за счет пристройки, с востока, в которой был освящен придел во имя св.прав. Филарета Милостивого – небесного покровителя митрополита Московского Филарета (Дроздова) в знак почитания его духовной дочерью игуменией Митрофанией.
Автор: Архитектор Гаева О.В. 2016г.