Построен в XVII веке с северной стороны Введенского собора.
Исторические сведения о храме святителя Алексия
(из описания В.А. Рождественского)
С северной стороны соборная церковь имеет каменный придел, во имя трех Святителей Московских, с особым входом. Придел сей первоначально был устроен во имя святителя Алексия, как видно из сохранившихся в монастыре письменных памятников. Если и не сохранилось в монастыре таких памятников, по которым с точностью можно было бы определить, когда именно, и кем построен был сей придел, однакож можно предполагать, что обитель, основанная святителем Алексием, с особенным усердием искавшая молитвенного его ходатайства, не замедлила устроить придел во имя сего Святителя, при храме, им основанном, вскоре после того, как устроен был храм во имя сего святителя в Чудовом монастыре. По такому соображению, построение сего придела можно относить или к XV или к началу XVI в. Не известно, когда именно в обители Владычней придел святителя Алексия переименован во имя трех святителей Московских. Но в 1680 годах еще был престол во имя одного святителя Алексия. Между тем, в доношении монастыря 1742 г., престол, освященный уже во имя трех Святителей, называется «обветшавшим», и потому вместо его устроен новый, который освящен также во имя трех Святителей. Глава на сей церкви, как значится в описи 1761 г., прежде была «обита зеленою черепицею». В сей же описи сказано, что иконостас в церкви «старинной работы, по местам оправлен резным оловом и слюдою».
Первоначальное назначение придела, посвященного имени святителя Алексия, открывает с давних времен устроенная под сею церковью усыпальница. Видно, подвизавшиеся под кровом молитвенного предстательства пред Богом святителя Алексия, в устроенной им обители глубоко изведали благотворную силу оного для подвигов спасения в жизни земной, когда и о преставившихся от земных к небесным хотели иметь попечение, и избрали того же святителя всегдашним особенным молитвенником. В усыпальнице, как показывают сохранившиеся доныне надписи на камнях, погребены: 1) под камнем, до половины закладенном сводом усыпальницы, «инок схимонах еркей Ладыженский, в 7113 году»; 2) около него: «Михаил Иванов Ладыженский, в 1625 г.; 3) жена его Анна Матвеева – схимонахиня Александра, в 1651 г.; 4) дочь его Марья, жена Ивана Григ. Левонтьева, в 1659 г.; 5) жена Феодора Михаилова Ладыженскаго Ульяна, урожденная Соловцева, в 1649 г.»; 6) под камнем у другой стены, как показывает на вделанной в нее чугунной плите надпись, погребен «думный дворянин Феодор Обросимович Ладыженский, в 1677 г.»; 7) около него: «Иван Петрович Пушечников, в схимонахах Иев, в 1666 г.; 8) Агафья Петровна Пушечникова, в инокинях Анисия, в 1642 г.». Между ними еще три камня без надписей; есть еще каменная плита, на которой ясно сохранились следующие слова: 71 Московской Феодор Володим рапов. Без сомнения этих надписей и этих надгробий в усыпальнице было несравненно более: за теснотою места сохранены надгробия и надписи, конечно, только над лицами, особенно памятными для обители, или по богатым вкладам, или по особенным подвигам схимничества.
От церкви трех Святителей, с западной стороны, ведет каменная галерея к другой, каменной же двухъярусной церкви св. великомученика Георгия. Галерея прежде была деревянная, открытая; каменную устроила игумения Дионисия, около 1810 г.
Исследование о храме архитектора Гаевой О.В.
В 1695 году по указу Святейшего патриарха Адриана выдан антиминс во вновь выстроенный придельный храм Введенского собора во имя Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы, пристроенный к северо-западному углу собора. По результатам натурных исследований видно, что придельная церковь выстроена на подклете вся одновременно, следов перестроек не обнаружено. Здание все целиком сложено из белого камня, в обработке фасадов пытались копировать элементы декора собора — наличники и кокошники. Но мастера уже были не того уровня, и копия получилась слабая. Здание венчалось одной главой, крытой зеленой черепицей, которая упоминается еще в описи 1761 года, кровля была покрыта тесом.
Тропарь свт. Алексию, митрополиту Московскому, глас 8
Яко апостолам сопрестольна иврача предобра, и служителя благоприятна, к рацее твоей честней притекающее. Святителю Алексие Богомудре, чудотворче, сошедшееся любовию в память твою светло празднуем, в песнех и пениих радующеся и Христа славяще, таковую благодать тебе Даровавшего исцелений и граду твоему великое утверждение.
Кондак, глас 8
Божественнаго и пречестнаго святителя Христова, новаго чудотворца Алексия, верно вси поющее любовию да ублажим, яко пастыря великаго, служителя же и учителя премудра земли Российстей: днесь в память его притекшее, радостно возопием песнь Богоносному, яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: радуйся, утверждение граду нашему.