142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40

+7 (4967) 72-46-25 inokini@yandex.ru

Летопись монастыря. XIX век

1805 — причетчик Григорий по прозвищу Коряга продал монастырские летописи и документы раскольникам в Тульскую губернию.

1805-1806 — настоятелем монастыря был строитель Иона. Переведен в Московский Покровский монастырь в строителя, после произведен в игумена, и в 1831 г. за долговременную службу, не в пример своим предместникам, возведен на степень Архимандрита.
При сих настоятелях монастырь был в самом сильном упадке, и с течением времени клонился к совершенному запустению: братия разошлась, келлии и самые св. храмы, за неимением средств к надлежащему исправлению, пришли в упадок и запустение, Богослужение почти совсем остановилось.

1806 — монастырь ожидал упразднения. Митрополит Платон, видя необходимость иметь в Серпуховском уезде девичий монастырь, испросил у Императора Александра I дозволение преобразовать оный из мужского в девичий: «Cиe мы с Богом предприяли, — писал тогда приснопоминаемый Архипастырь, — дабы доставить пристанище хотящим благочестно пожити женскаго пола христианкам; мы надеемся, что лучшим монастыря и собравшихся монахинь жительством прославится Бог……, что при сей перемене лучшее в том монастыре последует благоустройство». Кроме других побуждений к такому особенному попечению об обители Владычней, для архипастыря Платона живым побуждением к сему была благодарная память об обители, в которой он проводил времена детства своего, и получил первоначальное образование. «Имея в младенчестве свое пребывание в селе Липицах», стоящем на Оке реке, в виду монастыря Владычняго, отрок Петр Георгиевич Левшин, как говорит местное предание, учился, по соседству, во Владычнем монастыре грамоте, и до отправления в училище был келейником у иг. Иосифа. Живое устное предание свидетельствует, что архипастырь Платон, в 1804 г. проездом из г. Kиевa, посетил обитель Владычнюю, и указывал на места, оставившие особенную память о временах его детства.
Со времени обращения монастыря из мужского в девичий, он числится на правах III класса.

1806-1815 — первою игумениею была Дионисия, определенная из казначеи Московского Новодевичьего монастыря. С ней прибыли 5 монахинь и 4 послушницы.

1806-1845 — в обители подвизалась блаженная старица Евфросиния (в миру княгиня Евдокия Вяземская).

1815-1817 — настоятельницей монастыря была игумения Рахиль.

1817-1827 — настоятельницей монастыря была игумения Маргарита. При ней выстроены новые келлии — настоятельские и для монахинь.

1827-1829 — настоятельницей монастыря была игумения Надежда. При ней устроен скотный двор.

1829-1850 — настоятельницей монастыря была игумения Палладия, фамилии Шуйских. Из казначеи Московского Зачатейского монастыря.

1830-1848 — настоятельницей монастыря была игумения Назарета, фамилии Юматовых. Из казначеи Московского Алексеевского монастыря. Эта старица оставила по себе особенную память в обители. Управляя монастырем 17 лет, она трудилась неутомимо на пользу обители, и при болезненном состоянии не щадила сил своих. В ней, как говорят сестры обители, все видели заботливую и любвеобильную мать и наставницу в жизни духовной. Ее старанием устроено в обители общежитие, на содержание общей трапезы получила она от неизвестного благотворителя 5.000 руб. асс. Сей же богоугодной настоятельнице еще два раза принесены были деньги (один раз 5.000 р. асс., а другой 1.000 р.) в келлию таинственным благотворителем, который, вручая пакет келейнице, тотчас укрывался, так что игумения не успевала его видеть, и не могли отыскать его по горячим следам. Это было в то время, когда настоятельница находилась в самых трудных обстоятельствах, когда две опустошительных бури и пожар, бывшие в 1830 и 36 гг. сильно повредили монастырь. И по милости Божией, она возобновила св. храмы, ограду и келлии, и вновь выстроила существующий ныне настоятельнический каменный двухэтажный корпус. При ней же в 1834 г. вновь обстроена Феодотиевская церковь и переименована в Спасскую. Устроен в 1841 г. придел во имя Св. Николая Чудотворца. Исходатайствованы штатные служители для монастыря. Стоит замечания и то, что ею пожертвованы в церковь 12 книг Миней месячных, изд. 1787-гг.

1848-1854 — настоятельницей монастыря была игумения Илария. При ней возобновлен иконостас в соборе, также св. иконы и стенное писание, перестроена ризница, выстроена монастырская гостиница и перестроен скотный двор. Она же трудилась над исправлением повреждений в монастыре, причиненных бурею в 1849 году. Переведена в Московский Алексеевский монастырь.

1854-1855 — настоятельницей монастыря была игумения Анастасия. Из Борисоглебского общежительного монастыря. При ней начато устроение нового иконостаса в Вознесенской церкви, и возобновление стенного писания. Скончалась в 1855 году.

1856-1861 — настоятельницей монастыря была игумения Флора. Из казначеи сего же монастыря. При ней Московским купцом Морозовым возобновлены внутренности церквей — Георгиевской и Димитpиeвcкoй, и перестроен наружный к ним вход; выстроен каменный двухэтажный корпус, для помещения сестер с трапезою, и два деревянных корпуса; перестроена монастырская ограда — с южной стороны. Переведена в игумению в Московский Никитский монастырь.

1861-1874 — настоятельницей монастыря была игумения Митрофания, в миру Баронесса Розен, поступившая первоначально в Московский Алексеевский монастырь в 1852 г., а в монастырь Владычний в число сестер переведена по ее прошению в 1857 году.
Середина ΧΙΧ века — число сестер возросло до 400, увеличился поток паломников к святыням монастыря (по сообщению игумении Митрофании в консисторию в мае 1869 года в монастырской гостинице имели приют 4248 богомольцев приехавших на поклонение именно прп. Варлааму).

1878 г. — явление чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша».