Предай сердце свое в послушание отцам своим — и благодать
Божия будет обитать в тебе (прп. авва Исаия, 89, 331).
В Священном Писании на первых страницах мы находим заповедь послушания Богу первых людей: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:15-17). Как сказал святитель Василий Великий, «оно [древо] было дано для того, что нужна была заповедь для нашего послушания» [2. С. 302]. Человеку как существу разумному и свободному Господь дает заповедь послушания, чтобы через нее человек возрастал в добродетелях и любви к Богу. Только свободный выбор человека делает послушание по-настоящему ценным.
Пока первые люди хранили послушание Богу, они были в раю, наслаждались райским блаженством. Через непослушание Адам и Ева потеряли рай. Каким путем произошла потеря благодати, тем путем и происходит возвращение.
Дабы исцелить преслушание Адама, Сын Божий оказывает совершенное «послушание» Богу Отцу, что выразилось как в самом воплощении Сына Божия, так и во всей Его страдальческой, полной муки и лишений, жизни в тварных условиях человеческой ограниченности. «Он действительно выполнял волю Отца во всю жизнь, выполнил её во всей точности и с полной покорностью. Вся Его жизнь была непрерывным рядом проявлений послушания Его Отцу, и душевное борение Его в Гефсимании, разрешившееся полным и самоотверженным преданием Себя в руки Божии, было только одним из последних и наиболее болезненных уколов от того терноваго венца послушания, который Он носил во всю свою жизнь» пишет проф. Беляев в книге «Любовь Божественная».
«Послушание является практическим и целительным противоядием, потому что причиной нашего падения и смерти было преслушание. Излишне повторять … о том, что Господь примером Своего всесвятого снисхождения положил послушание в основание для ниспровержения человеческого неповиновения и отступничества, откуда произошла и сама смерть пишет схимонах Иосиф Ватопедский в книге «Беседы о монашеской жизни».
Святитель Тихон Задонский определяет послушание как «покорность Богу» [4. C. 748]. Послушание — одна из важнейших христианских добродетелей, которая, по мнению святителя Иоанна Златоуста, наряду со смирением есть начало нравственного совершенства и «матерь всех добродетелей» [5. C. 56, 57]. «Великой добродетелью» и «началом всех добродетелей» называет послушание святитель Игнатий (Брянчанинов) [6. T. 2, С. 97]. .
Послушание, по словам святого Лествичника, в том и состоит, чтобы не верить себе даже и в добром до конца жизни. Посему для лучшего уразумения и исполнения воли Божией во всех делах, и для безопасного и скорейшего восхождения к высшему совершенству и Царству Небесному святые отцы в непременную обязанность поставили: каждому монаху в монастыре избрать сведущего в духовной жизни наставника и жить в полном послушании ему, без его же воли совершенно ничего не делать по своему разумению и произволу.
Обычно под безусловным послушанием подразумевается монашеская практика духовного окормления иноков духоносным старцем, когда иноки полностью отсекают свою волю. Под волей в данном случае подразумевается не желательная способность души, а воля ветхого человека. Причём не просто пассивный отказ от греховной воли, а одновременное взращивание и укрепление в себе воли нового человека.
«Цель старца – пишет архимандрит Софроний (Сахаров) – совсем не в том, чтобы освободить ученика от ответственности, но в том, чтобы научить послушника подлинной христианской жизни и подлинной христианской свободе, для чего необходимо через подвиг послушания преодолеть в себе страсть любоначалия и властолюбия.»
Предавая себя в полное повиновение, человек отрекается от падшего естества, от всего иже в мире, и так постепенно преображается. Без послушания, ни монах, ни обитель никогда не избавятся от духа мира сего.
Во всей древней святоотеческой литературе однозначно говорится о необходимости послушания ученика старцу. Но в наше время, когда самым «старым» возродившимся монастырям не более 30 с небольшим лет, не каждый игумен или игумения являются старцем и старицей. Кого должны слушаться послушники? Греческие старцы отвечают на этот вопрос однозначно.
«Когда кто-то приходит для того, чтобы стать послушником, то совершенно очевидно, что он приходит не ради игумена или монастыря. Понятно, что он приходит ради любви Христовой и спасения своей души. Но поскольку он не увидит Христа, чтобы сотворить Ему послушание, то Христос оставляет Своего представителя – игумена в монастыре, чтобы то послушание, которое он желает показать Христу, показать игумену.» пишет Ефрем Аризонский в книге «Три слова о послушании».
Паисий Святогорец пишет: «Чтобы подчиниться кому-либо, нужно или благоговеть перед ним, или бояться его. Подчинение от благоговения является духовным, от страха же – военной дисциплиной. Послушание – это ключ от дверей рая, но только послушание, а не солдафонство, то есть вынужденное подчинение и молитва из-под палки. Никто не исцелился сам, и никто не спасётся без послушания. Послушание и природная простота ведут к святости кратким путём»
А вот, что писал еще в XIX веке святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем творении «Приношение современному монашеству»: «Промыслом Божиим нашему времени дано такое руководство ко спасению: руководствоваться Священным Писанием и трудами святых отцов Церкви, при совете и назидании, заимствованном от современных отцов и братьев. В собственном смысле это и есть послушание древних иноков, но в ином виде, приспособленном к нашей немощи, преимущественно душевной. Древним послушникам их духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию, ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании, и поэтому подвергаются частым и продолжительным недоумениям и погрешностям». Заметьте, что пишет святитель Игнатий – инокам руководствоваться только одним Священным Писанием – это значит идти путем, сопряженным со многими опасностями. Обязательно надо руководствоваться советом подвижников. Далее святитель Игнатий пишет: «Оказывай послушание всем отцам и братьям в их приказаниях, не противных Закону Божиему». «… Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братьями… С плачем и сердечным воздыханием умоляй Бога, чтобы Он не попустил тебе уклониться от святой Его воли и последовать падшей человеческой воле, твоей ли, или ближнего твоего, твоего советника.»
«Мнение о том, что в наше время нет таких старцев, какие были в древности, конечно, вполне справедливо. – пишет схиархим Авраам (Рейдман) – Справедливо и то, что нужно читать святых отцов и ими руководствоваться. Но все должно быть разумно, не следует уклоняться ни в ту, ни в другую сторону. Уклониться в одну сторону – значит, беспрекословно слушаться кого угодно. Уклониться в другую – не слушаться вообще никого или искать таких учителей, которые бы оправдывали твои страсти. Очень часто новоначальный выбирает в наставлении своего духовника, в святоотеческих книгах, в Священном Писании не то, что его обличает, что обнаруживает его страстность и позволяет увидеть себя, как в зеркале. Он предпочитает то, что льстит его страстям и его оправдывает.
Впадая в маловерие по отношению к послушанию, мы не сможем достичь успеха в духовном делании.»
Именно послушание, по свт. Игнатию, выражающееся в полном доверии руководителю, усваивает душе послушника предлагаемое ему духовное наставление. Происходит это потому, что «сила и жизнь всех страстей человека сосредоточены в его испорченной воле», а «послушание, связывая и убивая волю, связывает и убивает совокупно все страсти».
Авва Дорофей пишет: «Если же ты бываешь в послушании, то никогда не верь своему сердцу, ибо оно ослепляется пристрастиями ветхого человека. Ни в чём не следуй своему суждению, и сам ничего не назначай себе без вопрошения и совета. Не думай и не предполагай, что ты лучше и праведнее твоего наставника, и не исследывай дел его, иначе ты часто можешь обмануться и впасть в искушение; ибо сие есть обольщение лукавого, который желает воспрепятствовать совершенному по вере послушанию и лишить нас твердого спасения, от него происходящего. Поступая так, ты будешь повиноваться спокойно и безопасно, не заблуждаясь идти путём отцов наших.»
Именно послушание помогает освободиться новоначальным от всех внутренних уз: страстей, немощей, эгоизма, мирского мудрования – и в духовной свободе устремиться к заповедям Божиим, к Царству Небесному. Послушание таинственно подаёт монахам Духа Святаго и зачинает в них благодатную жизнь. Наконец, через послушание происходит уподобление Самому Христу. И недаром каждый человек, вступающий в монашескую жизнь, называется послушником и запечатлевает своё самоотречение обетом во время пострига.
Только правильное отношение к послушанию ведет к мирности духа.
Преподобный Силуан Афонский однажды спросил монаха, которого всегда видел с радостным лицом: «Чему ты радуешься?» Монах ответил: «Все братья меня любят». «А за что же они тебя любят?» – вновь спросил старец Силуан. «Я всех слушаюсь», – ответил монах. Именно искреннее, сердечное послушание приносило ему глубокий внутренний мир. Как писал старец Силуан, «он обрёл покой через послушание, которое творил ради Бога»22.
Преподобный Никон Оптинский говорил: «У послушливого монаха всегда хорошее настроение, всегда легкость, радость и беспечалие на душе».
Внутреннее, сердечное послушание – это основа монашеской жизни, одно из обязательных условий духовного преуспеяния. Ещё в древности преподобный Исихий Иерусалимский писал: «Подобает нам, пребывающим в общежитии, добровольно и с бодрым сердцем всю свою волю отсекать перед настоятелем»18. Отсечь свою волю – не так просто. Монах может оказывать внешнее повиновение, но радости в сердце не иметь. Его сердце несогласно с его умом. «Не таким должно быть наше сердце! – как бы говорит преподобный Исихий. – Не вялым и расслабленным, но бодрым, живым!». Монах не должен быть подобен умирающему, он должен быть воином, героем, в том числе и в послушании.
Послушание в самом общем смысле этого слова воспитывается в семье. Дети должны слушаться старших — это аксиома. С ней сегодня активно борются, но тем не менее это один из краеугольных камней, на которых стоит человеческая цивилизация. Точно так же в школе ученик слушается учителя, на работе подчиненный — начальника и так далее. Если же младшие перестают слушаться старших, исчезает всякий порядок в семье, обществе и государстве. Послушание — очень важная часть человеческой жизни, без которой все скатится в полный хаос.
К сожалению, вся современная система образования нацелена на искоренение послушания в детях, на искоренении уважения к старшим – родителям и учителям. А потом эти выросшие дети приходят в монастыри. И приносят с собой искаженное представление о послушании. Чтение святоотеческой литературы, обсуждение прочитанного на собраниях частично помогают преодолеть болезненные проявления непослушания. Но, зачастую, у молодежи эти проблемы, идущие «из детска» сидят очень глубоко. Первый шаг, как и в борьбе с любым грехом – увидеть непослушание. Этот первый шаг дается очень сложно потому, что непослушание как правило бывает не явное – редко кто говорит «не хочу я слушаться», а прикрытое подобием добродетели – например, рассуждением при выполнении послушания.
Наверное, самой послушной насельницей нашего монастыря была схимонахиня Елисавета (Мышляева). В миру она имела 4 класса образования, была замужем, потом овдовела, была пострижена в мантию и жила при Ильинском храме г. Серпухова. Когда открылся наш монастырь, она сразу поступила в него, хотя ей было уже 79 лет. Почему, несмотря на возраст, ей не тяжело было жить в монастыре? Потому что еще в миру она привыкла слушаться – сначала родителей, потом мужа (дома все делала «как хозяин скажет»). А в последние годы жизни, уже в монастыре слушалась игумению. Хотя по возрасту я годилась ей во внучки!
Но бывает, что страсти не только принимают вид добродетелей, но и ищут себе оправдания. Поэтому только общая атмосфера благоговейного послушания, отсутствие потакания непослушанию со стороны старших сестер может воспитать современную молодежь, приходящую в монастырь.
Преподобный Антоний Великий говорил: «Если вы будете терпеливы, послушны и покорны отцам своим, то прекрасное воздаст вам Господь воздаяние; и вот тот труд, который помянется перед лицем Господа. Кто повинуется отцам своим, тот Господу повинуется, и кто Господу повинуется, тот и отцам своим повинуется.»
Для того чтобы научиться послушанию Богу, нужно учиться послушанию людям. Ведь и любовь к Богу невозможна без любви к людям, это двуединая заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27).
Можно много говорить о послушании, но очевидно одно: если человек не приучился слушать других людей, то и Бога он слушаться не будет.
И в заключение цитата преп. Ефрема Сирина:
«Блажен, кто приобрел истинное и нелицемерное послушание; потому что такой человек подражатель Благому нашему Учителю, Который послушлив был даже до смерти (ср.: Флп. 2, 8). Итак, подлинно блажен, в ком есть послушание; потому что, будучи подражателем Господу, делается Его сонаследником. В ком есть послушание, тот со всеми соединен любовию. В ком есть послушание, тот приобрел великое достояние, великое богатство. Послушливый всем благоугоден, всеми восхваляется, всеми прославляется. Послушливый вскорости возвышается, вскорости показывает успехи. Послушливому приказывают, и он не противоречит; дают повеление, и он не извращает его; делают выговор, и он не гневается. Он готов на всякое доброе дело. Им не легко овладевает вспыльчивость. Если слышит упрек — не смущается; от оскорблений не приходит в воспламенение, в печалях — радуется, в скорбях — благодарит. Он не переселяется с места на место, не переходит из обители в обитель. Увещания не пугают его; на том месте пребывает, куда призван, и не предается унынию. Отца не уничижает и брата не бесчестит; не уклоняется от пребывания в монастыре. Не любит предаваться покою, не пленяется местоположениями, не услаждается воздухом, но, по слову святого Апостола, пребывает в том месте, куда призван (см.: 1 Кор. 7, 20). Итак, подлинно много плодов послушания; и потому блажен, кто приобрел оное.»