142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40

+7 (4967) 72-46-25 inokini@yandex.ru

Летопись Владычнего монастыря. 2000 год

7 января. Рождество христово.
На праздничном Богослужении юбилейными грамотами митрополита Ювеналия за усердное служение были награждены клирики монастыря отец Игорь и отец Алексий, за помощь в деле восстановления обители благотворители монастыря Артем Вагин, Сергей Б., Константин К. и за усердные труды на благо монастыря – водитель Вячеслав Николаевич Курилов.

6 марта. Сдан рапорт о ходе работ по монтажу пекарни.
В рапорте говорилось, что в помещении пекарни завершены отделочные работы, проведены водопровод, канализация и электричество. Задержка газификации произошла из-за изменения требований по согласованию проектной документации.
Игумения Алексия. Если бы по вине австрийцев мы не прекратили проектирование подводки газа в пекарню, то все давно было бы оформлено и смонтировано, ведь в 1999 году всеми документами занимался Серпуховский горгаз. После получения оборудования 3 декабря 1999 года мы снова обратились туда. Начальник ПТО продержала наши бумаги до нового года, а потом объявила нам, что все согласования будут проводиться в Москве. И опять «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». В облгазе я никого не знала, пришлось налаживать контакты, в чем мне очень помогла Светлана Николаевна Афанасьева, казначея Казанского храма в Реутове, в прошлом сотрудница этого газового треста. Потом были согласования в комитете по экономической политике, в Топливной инспекции «Мособлэнергонадзора», в «Межрегионгазе». Самим пришлось выяснять, имеет ли газовая горелка Waischaup российские сертификаты соответствия. Слава Богу, что хоть сертификацию не пришлось проводить! Проект газификации пекарни был согласован только в сентябре.

17марта. Умер Вячеслав Николаевич.
На последней православной ярмарке в декабре, когда уже забирали выставочное оборудование, Вячеслав Николаевич простудился. Немного поболев, он выздоровел, вышел на работу, но через несколько дней у него опять поднялась температура. Так повторялось несколько раз. В феврале у Вячеслава Николаевича ухудшилось самочувствие из-за стенокардии, скорее всего у него окончательно забился сосуд, питающий сердце, который не был шунтирован. В начале марта Вячеслав Николаевич лег в больницу.
Игумения Алексия. Последний раз я видела папу в больнице на прощеное воскресенье. В четверг первой седмицы Великого поста его выписали, и мы разговаривали вечером по телефону. В понедельник 20 марта он собирался выйти на работу… В пятницу вечером у него начался отек легких, и в 20 часов «скорая» забрала его в реанимацию. Как потом сказал врач, в сознании папа был совсем недолго. Умер он в 22 часа, это был день памяти кн. Вячеслава Чешского, его небесного покровителя.
Как человек, страдающий заболеванием сердца, папа знал, что может умереть в любой момент. На всякий случай он даже научил меня водить машину – вдруг в дороге ему станет плохо с сердцем. Еще при жизни он иногда говорил, что хотел бы быть похороненным на монастырском кладбище. Чтобы осуществить его желание, надо было взять благословение у митрополита Ювеналия. Обычно по субботам Владыки в Епархии не бывает, но я все-таки позвонила и, просто чудо, – митрополит оказался на месте. Он помнил моего папу и благословил похоронить его в монастыре. Отпевание было в воскресенье, в неделю Торжества Православия. В храме были прихожане и сотрудники монастыря, которые хорошо знали Вячеслава Николаевича. Отпевание по полному чину длилось два часа. Погребение совершалось под перезвон колоколов. Затем была поминальная трапеза. Раньше так хоронили всех, а сейчас многие прихожане первый раз в жизни были на, если так можно сказать, полностью христианских похоронах. Когда они покидали монастырь, то кто-то сказал: «Какую культуру мы растеряли.»
До сорокового дня папа мне снился почти каждую ночь, и каждый раз мы с ним куда-то ехали.

* * *
Однажды матушке позвонила Надежда Александровна Вохристюк, председатель городского профсоюзного комитета. Она сказала, что дочь ее знакомой из Тольятти страдает наркоманией, и попросила взять ее в монастырь на реабилитацию. Матушка согласилась, и через некоторое время в монастыре появилась Ирина. Ей было 19лет. Она была избалована и немного капризна, но со временем стала меняться. Как и другим реабилитирующимся ей досталось любимое «наркоманское» послушание – коровник. Мама потом очень удивлялась, как ее Ирочка с такими маленькими нежными ручками доит коров. И в трапезной Ирине пришлось потрудиться, здесь ей было тяжелее, чем в коровнике, потому что у нее болели ноги. Она говорила, что боль такая, как будто она ходит по лезвиям. Удивительно, но на других послушаниях этого не наблюдалось. Вообще, сестры давно заметили, что послушание трапезника очень благодатное, и если человек страдал от бесовских нападок, то в трапезной все проявлялось особенно ярко.
Игумения Алексия. Одной из причин Ириной наркомании, и не только ее, было отсутствие цели в жизни, равнодушие. На все вопросы о мечтах, стремлениях, желаниях она отвечала «не знаю, не хочу». Но был в жизни у Ирины необычный сон. В то время она уже кололась, в храм никогда не ходила, понятия не имела о том, как выглядит монашеское облачение. Во сне Ирина увидела величественную женщину в темной одежде, которая держала в руке клобук и, указывая на проходящую мимо монахиню, говорила: «И ты уже могла быть такой. Придется начать все сначала.»
Ирина прожила в монастыре полгода и уехала домой. Потом она несколько раз приезжала в монастырь с подругами, исповедовалась и причащалась. Через некоторое время она вышла замуж, у нее родился ребенок.

* * *
Монахиня Екатерина. Однажды проходя по коридору сестринского корпуса, я услышала телефонный разговор на вахте. Дежурная сестра рекомендовала, какие поминовения надо заказать по новопреставленному. Разговор закончился фразой: «Как умрет – позвоните, тогда и запишем.» Подобные звонки повторялись несколько раз. Оказалось, что восьмидесятилетняя бабуля хотела заранее заказать за себя отпевание, панихиды на 9 и 40 дней, чтение Псалтири. Она не надеялась, что ее сын сделает всё как положено после ее смерти. Уступив настойчивым требованиям бабули, матушка согласилась принять такой необычный заказ. Умерла эта благочестивая старушка по имени Феодора через два года.

11 апреля. Получены мощи Оптинских старцев.
Получить мощи Оптинских старцев оказалось на удивление легко. По совету о. Павла Жилина матушка игумения написала прошение на имя наместника архимандрита Венедикта, а инокиня Юлия поехала в Оптину пустынь.
Монахиня Агния. Когда, получив мощи, я вышла из настоятельского корпуса, то увидела, что по направлению к братскому корпусу позади храмов идет схиигумен Илий. Траектория наших путей была такова, что они не могли не пересечься. Подойдя к батюшке, я взяла благословение и сказала, что приехала из Серпухова. Отец Илий сразу вспомнил наш монастырь и стал живо интересоваться, сколько у нас сейчас сестер. Я сказала, что нас 12 человек. У меня с собой была новая книга о нашем монастыре, и я подарила ее батюшке. Он сразу стал ее рассматривать. Увидев дореволюционные фотографии монастыря, отец Илий спросил, а сколько было сестер до закрытия? Я ответила, что около четырехсот. На это батюшка сказал: «И вам надо не меньше.» Конечно, эти слова могут исполниться только через много-много лет.

28 апреля. Первый раз мироточила икона «Всецарица».
Эта «софринская» икона была обычной фотокопией наклеенной на планшет. Ее пожертвовали в монастырь несколько лет назад. Удивительно, что в монастыре стали мироточить не писаные иконы, а тиражируемые на производстве. Ведь и Крест, замироточивший в прошлом году, тоже был «софринский».

* * *
После смерти Вячеслава Николаевича у матушки возникли проблемы с водителем, т. к. он жил в деревне очень далеко от города и не мог добраться до монастыря раньше 8 часов утра. Это было неудобно, потому что нельзя было при необходимости рано выехать. К тому же все чаще требовалось совершать поездки за стройматериалами на грузовой «Газели».
Игумения Алексия. Тогда я решила, что нужно подыскать еще одного водителя и позвонила своей однокласснице Гале Шаталиной, т. к. знала, что ее муж работает шофером. Телефон у них не отвечал. У другого своего одноклассника Ивана Мешкова я стала выяснять, не изменился ли номер телефона у Шаталиных. Когда Иван узнал, зачем я ищу Шаталиных, он сказал, что сам с удовольствием поработает в монастыре, т. к. в данный момент занят в охране по графику «сутки – трое».
В дальнейшем в монастыре устроились на работу еще один одноклассник и две одноклассницы матушки.
Игумения Алексия. Незадолго до смерти Вячеслав Николаевич купил новую машину. Чтобы на ней могли ездить и монастырские водители, он оформил у нотариуса доверенность на обитель. При получении доверенности были сверены все номера машины, а на дату никто не обратил внимания.
Однажды машину остановили для проверки документов. Милиционер долго и внимательно читал доверенность со всех сторон, крутил ее, чуть ли не нюхал, а потом спросил: «У вас доверенность на 100 лет?» Водитель, как ни в чем не бывало, бодро ответил: «Да», забрал документы у совершенно опешившего милиционера и уехал. После такого происшествия я сама стала внимательно изучать доверенность и обнаружила, что дата ее выдачи, а соответственно и дата юридического вступления в силу … 11 февраля 2093 года!
Потом у того же нотариуса я получила доверенность с нормальной датой. Этот казус произошел по вине компьютера, который «не переварил» изменение 1999 года на 2000.

12 мая. Выпал снег.
К этому времени в монастыре уже все было в зелени, цвели мать-и-мачеха и тюльпаны. Неожиданно набежала туча, но вместо дождя из нее пошел снег! Метель продолжалась около получаса, а выпавший снег пролежал еще 2 часа. Сестры успели сфотографировать зеленые деревья и цветущие тюльпаны на фоне заснеженной земли.

18 мая. Празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». День памяти преп. Варлаама Серпуховского. Восстановление почитания преп. Варлаама Серпуховского. Постриг в рясофор послушницы Надежды (Николаевой).
18 мая стал удивительным днем для православных серпуховичей, в этот день в городе одновременно служили два архиерея: митрополит Ювеналий в Высоцком монастыре, епископ Тихон – во Владычнем. Владыке Тихону в женском монастыре сослужили игумен Феофан (Щелкунов), иерей Игорь Хромов, иерей Алексий Филатов, иерей Димитрий Февралев и клирики Екатерининского монастыря. За литургией молились игумения Серафима (Исаева), настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря и игумения Таисия (Исаева), настоятельница Спасо-Бородинского монастыря. Во время малого входа иерей Алексий был награжден правом ношения набедренника, а послушница Надежда (Николаева) была пострижена в рясофор. По окончании литургии все священство и насельницы монастыря выстроились в Святых вратах для встречи митрополита Ювеналия, который должен был прибыть для совершения первого молебна преподобному Варлааму Серпуховскому.
Вместе с митрополитом Ювеналием во Владычний монастырь прибыли все священники Серпуховского благочиния и многочисленные паломники, молившиеся на литургии в Высоцком монастыре.
Перед тем как совершить первый молебен преподобному Варлааму митрополит Ювеналий огласил краткую историю почитания этого святого: «После своей смерти Варлаам почитался как преподобный. Но в годы лихолетий опустела эта обитель. Она разрушалась не только физически, обветшали не только ее стены, но обветшала и вера людей, многие забыли своих святых, своих небесных покровителей. Но после 1995 года тщательно были собраны свидетельства о почитании строителя Варлаама. Эти и другие сведения о почитании прп.Варлаама были мной отправлены Святейшему Патриарху Алексию. На мой рапорт Святейший Патриарх ответил: «Ваше Высокопреосвященство, нами тщательно изучены переданные вами материалы о жизни и почитании древнего подвижника земли Русской, преподобного Варлаама, строителя Серпуховского Введенского Владычного монастыря, келейника святителя Московского Алексия. Исходя из факта продолжающегося народного почитания святого и принимая во внимание множество чудотворений, происшедших от него как в XIX веке, так и в настоящее время, не усматривается никаких препятствий возобновить почитание прп.Варлаама как местночтимого святого Московской епархии. Духовное предстательство прп.Варлаама пребудет со всеми, кто с верою и смирением притекает к нему.»
Затем епископ Тихон прочитал краткое житие преподобного Варлаама, после чего митрополит Ювеналий совершил первый молебен этому святому. Когда Владыка митрополит читал Евангелие, начала сильно кричать болящая паломница. Бес из нее вопил: «Не могу, жжет, сейчас выйду.» К концу молебна женщина успокоилась и почувствовала облегчение в своем недуге. В свой следующий приезд она оставила свидетельство об исцелении и акафист преподобному Варлааму собственного сочинения.
По окончании молебна митрополит Ювеналий обратился к прихожанам и паломникам монастыря: «Мы пережили глубокую духовную радость во время этого исторического события на Серпуховской земле. Вновь ярко возсияла духовная звезда, освящающая путь верных на этой древней земле. Мы почувствовали близость Богоматери, избравшей это святое место и освятившей его Своим явлением. Мы мысленно представили, как великий святитель своим пришествием освятил Серпуховскую землю и при избрании этого места для монастыря, и при погребении прп.Варлаама. Мы совершили молебен в день кончины прп.Варлаама и в день, когда почитаем чудотворный образ «Неупиваемая Чаша».
Всегда бывает так, что чем больше скорбь, тем больше проявление к нам милости Божией. Может быть, для земного человека трудно представить, как на хрупкие плечи малого духовного стада женского монастыря возложено послушание по восстановлению этой древней святой обители. Но Сам Господь дает знамение своей милости, уверяет, что не нашими грешными руками все это восстанавливается, а при помощи Божией, предстательством Царицы Небесной и святых угодников. Сегодняшнее новое прославление прп.Варлаама, я думаю, духовно окрылит и мать игумению Алексию, и сестер обители. А многих добрых людей, я уверен, подвигнет на помощь в деле восстановления этой святой обители.
Мы верим, что по молитвенному предстательству прп.Варлаама наши молитвы у Престола Божия при паломничествах на сем святом месте будут исполняться.
Пусть молитвы прп.Варлаама хранят эту обитель, пусть они укрепляют духовно жителей богоспасаемого града Серпухова, пусть его благословение пребывает над всеми вами.»
По окончании молебна сестры стали раздавать паломникам иконы преп. Варлаама Серпуховского. Напор людей был так велик, что инокинь едва не задавили. По приблизительным подсчетам людей было не менее тысячи. Многие паломники приехали во Владычний монастырь в этот день именно ради того, чтобы побывать на прославлении преп. Варлаама. 18 мая – день преставления этого святого. В 1993 году к этому дню приурочили празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», т.к. предстательством преподобного Варлаама эта икона была явлена во Владычнем монастыре в 1878 году.

* * *
По сравнению с новыми медными куполами и позолоченными крестами Введенского собора старый, установленный еще в 1995 году, зеленый купол с крестом из «нержавейки» Алексиевского храма, совсем не смотрелся. Реставрационная фирма «Возрождение», работавшая во Владычнем монастыре осенью 1999 года, взялась заменить купол и крест Алексиевского храма на новые. Затем фирма начала работы по реставрации крыльца Георгиевского храма. С купольными и позолотными работами проблем по качеству не возникало. Может, и были какие мелкие дефекты, но снизу их невозможно было разглядеть. Когда началась вычинка кирпичной кладки крыльца, сразу стала заметна низкая квалификация каменщиков. Матушка почти не отходила от них. Одну самую сложную арочку рабочие перекладывали 5 раз!
Игумения Алексия. Такой стиль работы меня совсем не устраивал. Зачем платить деньги фирме, если прорабом приходилось работать мне самой? Крыльцо эта бригада закончила, но на других объектах я ее видеть не хотела. Все возникшие проблемы были связаны с тем, что Серпухов расположен далеко от Москвы, и квалифицированные каменщики не хотели ехать сюда в командировку. А кто все-таки приезжал, тот не устраивал меня качеством своей работы.

* * *
В XVIII веке к древнему Введенскому собору была пристроена паперть. Позже в соборе было сделано калориферное отопление: печь, расположенная в подвале под южной папертью согревала воздух, который циркулировал под полом собора по специальным кирпичным каналам. К моменту открытия монастыря в 1995 году паперть была почти полностью разрушена, а в 1999 году остатки ее стен разобрали. Перед Введенским собором был очень высокий уровень земли, т. к. кирпичи разрушавшейся паперти за 17 бесхозных лет занесло песком и землей, а потом сверху выросли трава и кусты. К прославлению преподобного Варлаама площадку перед собором выстелили тротуарной плиткой. Выглядело это аккуратно, но собор казался как бы вросшим в землю. Чтобы исследовать фундамент собора и определить, какой высоты был цоколь, решили разобрать кирпичные воздуховоды калориферного отопления бывшей паперти. В результате проведенных работ выяснилось, что уровень земли возле собора должен быть на 1,5 метра ниже существующего. Проводить масштабные земляные работы средств не было, поэтому грунт вынули на нужный уровень только внутри фундамента бывшей паперти. Получилось, что теперь к надгробию преподобного Варлаама надо было спускаться по ступенькам. В таком виде паперть и соборная площадь просуществовали до 2003 года, когда лишний грунт наконец-то вывезли, а всю площадь замостили тротуарной плиткой.

* * *
Летом в монастырь заезжали сестры православного монастыря во имя преп. Паисия (Величковского) в Платине (США). Его настоятельница игумения Михаила была постриженицей отца Серафима (Роуза). Для ознакомления с традициями русского монашества американки некоторое время жили в Свято-Никольском женском монастыре г. Малоярославца, а к нам приехали на экскурсию. Удивительно, что у сестер были совсем не «американские» лица. Инокиня Арсения, очень походила на деревенскую девушку из Рязанской глубинки, этакая Марфуша. Она рассказала смешную историю, которая произошла с ней в Оптиной пустыни. Когда инокиня шла по этому монастырю, какой-то человек обратился к ней с вопросом. Она ответила, что не говорит по-русски (эта фраза и еще несколько слов были всем ее словарным запасом русского языка). На это ей ответили: «С таким лицом и по-русски не говорит!» Интересно, что многие церковные слова православные американцы заимствовали из русского языка. Например, Пасха, благочинный, апостольник и др.
Игумения Алексия. Наши сестры выучили у американок четырехголосное «аллилуйя». Оно красивое, но для пения в храме совсем не подходит – слишком непривычная мелодия для наших ушей. Лично мне это «аллилуйя» напоминает музыку из «Бременских музыкантов».

* * *
Игумения Алексия. Как-то в разговоре с отцом Ермогеном я выразила желание иметь акафист преподобному Варлааму. Инокиня Ольга написала ему акафист, но богослужебная комиссия его не утвердила. Батюшка сказал, что в Домодедовском районе есть отец Валерий, у которого есть знакомый, умеющий писать акафисты. Точных координат отца Валерия у батюшки не было. Так как информация была неконкретная, то я медлила с поиском некоего отца Валерия.
Через некоторое время я познакомилась с Еленой Алексеевной Кишкиной. Однажды в разговоре с ней я упомянула о разговоре с отцом Ермогеном о написании акафиста и посетовала, что никак не соберусь поискать то ли отца Валентина, то ли отца Валерия (имя батюшки я уже подзабыла, точно помнила, что оно начинается на букву В). Елена Алексеевна живо отреагировала на мою проблему и сказала, что у нее есть телефон отца Валерия из Домодедовского района. Оставалось выяснить, тот ли это батюшка, что мне нужен. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что это именно он. Мы договорились о встрече, и через некоторое время отец Валерий Ларичев и Александр Трофимов, тот самый, который пишет акафисты, приехали в монастырь. Впоследствии акафист преподобному Варлааму был написан.

25 июля. Приезжал о. Павел Жилин с прихожанами.
Отец Павел был настоятелем строящегося храма апостолов Петра и Павла на ст. Ильинская Раменского благочиния. Батюшка был родом из Серпухова, воспитывался в православной семье. С детства ходил в храм, знал многих старых священников, особенно почитал отца Иоанна Калина. После окончания института будущий отец Павел работал сначала на светской работе, а затем занимался реставрацией Свято-Данилова монастыря. Уже будучи священником отец Павел периодически приезжал во Владычний монастырь или один, или со своими знакомыми, или с паломниками.
В этот день отец Павел приехал со своими молодыми прихожанами. Батюшка совершил в монастыре Божественную литургию, а его молодежный хор пел с монастырским клиросом антифонно.
Одной девушке так понравилось у нас в монастыре, что через неделю она приехала пожить в обитель, а потом захотела поступить в монастырь. Но батюшка благословил ее закончить учебу в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия. После завершения обучения девушку оставили работать в училище. В результате она ни в монастырь не поступила, ни замуж не вышла, а только все работает и работает целыми днями.
Монахиня Агния. Когда Люда только приехала к нам, сразу стало ясно, что она нашего духа. Было ощущение, что человек давным-давно живет в монастыре. За один день она влилась в коллектив. Очень жаль, что мир ее не отпускает. Многие сестры за нее молятся.

2 августа. Поездка в Зосимову пустынь на монашеский постриг.
По приглашению монахини Елены (Коньковой) игумения Алексия приехала в Зосимову пустынь на монашеский постриг Людмилы Александровны Верховской. Она была дальней родственницей преп. Зосимы Верховского и приложила много трудов для его канонизации. По благословению митрополита Ювеналия Людмилу Александровну постригли с именем в честь преподобного Зосимы в основанной им обители. Для Зосимовой пустыни, с момента открытия которой прошло немногим больше года, это был первый монашеский постриг.
Божественную литургию в этот день совершал епископ Тихон. В скромном, еще неотделанном монастырском храме прихожан было очень мало. Сразу по окончании литургии состоялся монашеский постриг. Людмилу Александровну Верховскую к постригу вела монашеская «сборная» из трех обителей: Зосимовой пустыни, Новодевичьего и Владычнего монастырей.

19 августа. Преображение Господне. Первое массовое мироточение икон.
Во время литургии стали мироточить сразу 8 икон: Преображения Господня, Божией Матери «Неупиваемая Чаша», «Всецарица», «Введение», «Всех скорбящих радосте», Архангела Михаила, свт. Алексия и Распятие. Девочки, жившие на каникулах в монастыре, ходили от иконы к иконе и говорили: «Ой, эта замироточила, и эта замироточила, и эта.»

* * *
Прежде чем приступить к реставрации следующего здания, матушка игумения долго выбирала к какому корпусу приступить: к настоятельскому или к Новой трапезной. Настоятельский корпус был небольшим по объему, его можно было сделать быстрее и с меньшими затратами. Но за время проведения работ, а это несколько лет, он мог «стать мал» для возрастающего числа сестер, и тогда опять нужно было бы срочно что-нибудь реставрировать. Корпус Новой трапезной был просто огромным: три этажа площадью 1500 кв. метров. Здесь пугали объемы работ. Зато в ближайшие десять лет этот корпус вряд ли стал бы «мал». Последним доводом в пользу Новой трапезной стало более близкое и удобное расположение коммуникаций, чем у Настоятельского корпуса.
Осенью началось строительство крыши на Новой трапезной. За это дело взялась бригада под руководством Юрия Васильевича Шумилова. Фирма «Эска» планировала реставрировать Введенский собор. Вокруг него были поставлены леса, а над закомарами была сделана временная кровля, чтобы можно было заниматься вычинкой в любую погоду. В расчете на будущее федеральное финансирование, которое должна была «пробить» эта же фирма, работы делались в долг. Монастырь только закупал материалы.

* * *
Благодаря помощи игумена Кирилла (Костикова), настоятеля Высоцкого мужского монастыря, появилась возможность провести реставрационные работы на подворье. Вместо рубероида оцинкованным железом были покрыты Борисоглебский храм и сторожка. Владычний монастырь оплатил стройматериалы, а Высоцкий – работу кровельщиков.
Игумения Алексия. Всем сестрам очень нравилась природа на подворье: с крутого берега Протвы, на котором стоял храм, открывался чудный вид на заливные луга, поля и леса. Но если окружающая природа дышала благодатью, то на самом подворье дух был тяжелый. После того, как в храме стали регулярно совершаться Богослужения, «атмосфера» несколько просветлела, тем не менее, у многих сестер периодически бывали страхования. По этой причине сестры жили на подворье только во время выпаса коров, и длительность череды была не более недели.

* * *
Осенью матушка игумения познакомилась с православной журналисткой Любовью Сергеевной Акелиной. Она вела еженедельную телепередачу «Благовест» на кабельном телевидении ЮЗАО г. Москвы. Знакомство с тележурналистом подтолкнуло к мысли, что надо снять видеофильм об истории монастыря и его святынях. Договоренность о съемках была достигнута, и в начале декабря в монастырь приехала Любовь Сергеевна Акелина с оператором Феликсом Насыровым. Когда режиссер видела удачный план, она кричала оператору: «Феликс, снимай!» Во время съемок в разных концах корпуса то и дело были слышны ее энергичные возгласы. Такая манера общения оператора и режиссера почему-то очень смешила сестер. Несмотря на энергичность и эмоциональность Акелиной, фильм получился очень мягкий, спокойный и трогательный. Ему дали название «Любви неупиваемая чаша».

* * *
Игумения Алексия. Прошел почти год с момента получения оборудования пекарни, проект газификации был недавно согласован, в ближайшем будущем предстоял монтаж оборудования. Все чаще я стала задумываться над вопросом, что же делать с пекарней? Печь и сбывать хлеб самим? Но для этого надо быть специалистом и иметь коммерческую жилку. Сдавать помещение с оборудованием в аренду? Но это не очень выгодно, да и неизвестно какие арендаторы попадутся. В общем, вопросов было много, а ответов – ни одного.
Как раз в это время, когда я была обуреваема думами о «судьбе» пекарни, монастырские благодетели опять собрались ехать на остров Залит к протоиерею Николаю Гурьянову. Я подробно проинструктировала Сергея Б. и Константина К. о чем спросить батюшку и, помолившись, стала ждать их возвращения.
Ответ батюшки превзошел все ожидания, с таким юмором и с таким пониманием сути вопроса мог ответить только истинный старец. Вся последующая деятельность пекарни только подтвердила слова отца Николая.
Вот как все происходило на острове. Увидев батюшку, Сергей начал пересказывать ситуацию с пекарней: по благословению в монастыре получено пекарское оборудование, скоро будет монтаж, что делать дальше матушке игумении? Она опасается, что ничего не получится, т.к. у нее нет ни способности к коммерческой деятельности, ни опыта. Далее должен был последовать вопрос о сдаче пекарни в аренду. Но только Сергей раскрыл рот, как отец Николай перебил его, сказав фразу, которую можно было понять совершенно однозначно как его благословение не только на производство, но и на торговлю хлебом: «Одна торговала, а рыла не замарала».

* * *
2 декабря. Предыдущие два года перед праздником Введения по техническим причинам получались самые настоящие всенощные бдения. Матушке не хотелось, чтобы это стало традицией, поэтому перед праздником никакие работы в храме проводить не планировали. Только сняли постирать пелену, которая висела над иконой «Неупиваемая Чаша». Никакие средства не смогли вывести с ткани пятна от лампадного масла, поэтому пелену обратно вешать, естественно, не стали. Вследствие этого сняли деревянный каркас, на который крепилась пелена, а на стене остались две небольшие дырочки диаметром не более одного сантиметра. Рабочему Георгию поручили их чем-нибудь заделать, раствором или деревянными чопиками, что будет аккуратнее, и закрасить. С первой половиной работы Георгий справился успешно, качество матушку удовлетворило. Когда через некоторое время матушка зашла в храм, то чуть не упала: над иконой «Неупиваемая Чаша» красовались два огромных бесформенных белых пятна, намалеванных известкой. И это вместо двух малюсеньких точечек. Другие рабочие попытались как-то спасти положение и стали размывать границу этих пятен, но ничего не помогало. Архитектура храма такова, что столб, на котором висит икона, плавно переходит в свод, поэтому невозможно побелить часть столба – можно побелить только весь храм. Вот и в 2000 году не удалось избежать бдения, в ночь со 2 на 3 декабря был побелен весь храм!

4 декабря. Престольный праздник Введение Богородицы во храм. Открытие выставки, посвященной 640-летию Владычнего монастыря.
Божественную литургию в этот день совершал епископ Видновский Тихон в сослужении протоиерея Владимира Андреева, благочинного Серпуховского округа и клириков монастырского благочиния. Из Серпуховского историко-художественного музея на Богослужение была доставлена чудотворная икона «Введение Богородицы во Святая Святых».
По окончания Богослужения епископ Тихон, священство и многочисленные гости поехали в Серпуховский выставочный зал на открытие выставки, посвященной 640-летию основания Владычнего монастыря. На выставке были представлены фотокопии чтимых святынь, старинные иконы из Борисоглебского храма д. Дракино, книги, изданные монастырем, рукоделия сестер и многочисленные фотографии, рассказывающие о жизни сестер и о ходе реставрации монастыря. Особенный интерес посетителей вызвали археологические находки, найденные на территории монастыря.

8 декабря. Первые Варлаамо-Афанасьевские чтения.
Идея организовать церковно-археологический кабинет или церковно-археологические чтения появилась достаточно давно. Организаторами выступили Серпуховское благочиние, Высоцкий и Владычний монастыри, комитет по культуре администрации г. Серпухова и выставочный зал. После многочисленных обсуждений была выбрана организационная форма чтений, к их первому проведению подготовка шла не менее полугода. Выбор названия чтений стал первым камнем преткновения, вызвавшим бурные дебаты. В конце концов остановились на именах первых Серпуховских святых, живших в XIV веке. Преподобный Варлаам подвизался на Серпуховских землях с 1360 года, а преподобный Афанасий с 1374 года. Местом проведения чтений были выбраны выставочный зал и музей. Чтения должны были проходить три дня: два были посвящены монастырям, один – благочинию.
Первые чтения были приурочены к празднованию 640-летия Владычнего монастыря и времени проведения в выставочном зале юбилейной выставки. В чтениях участвовали не только серпуховичи, были докладчики из Москвы, из Троице-Сергиевой Лавры приехал архимандрит Макарий (Веретенников), из Алексина – монахиня (ныне игумения) Евфросиния (Кушнир), настоятельница Казанского женского монастыря с. Колюпаново Тульской епархии.

* * *
В конце декабря из Тольятти приехала женщина со взрослой дочерью наркоманкой. Мать очень просила взять ее дочь Ольгу пожить в монастыре для исцеления. Девушка и сама имела желание избавиться от пагубной страсти. Матушка благословила ее оставить. Последующее исцеление Ольги было, пожалуй, одним из самых ярких и запоминающихся чудес, происшедших в монастыре.
Мама привезла свое страждущее чадо без предварительного медикаментозного лечения. Естественно, скоро начались ломки, но проявлялись они необычно – в виде тошноты. Для облегчения состояния Ольге предложили облиться из ведра крещенской водой. После этой процедуры у нее началась рвота, которая периодически продолжалась в течение суток. Уже на третий день пребывания в монастыре Ольга не имела физической зависимости от наркотиков. Конечно, духовная реабилитация продолжалась еще долго. Возможно в силу того, что Ольге было уже почти 30 лет, она серьезно относилась к своей реабилитации. Через год она еще боялась покидать стены монастыря, через полтора года стала готовиться к выходу в мир, а через два года полностью исцеленной покинула монастырь.