142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40

+7 (4967) 72-46-25 inokini@yandex.ru

Летопись Владычнего монастыря. 2001 год

Январь. Святки. Матушка Алексия с тремя сестрами (большее количество людей просто не поместилось в машину) совершила паломничество в Троице-Одигитриеву Зосимову пустынь. Настоятельница этого монастыря монахиня Елена и немногочисленные сестры-пустынницы тепло встретили гостей из Владычнего монастыря. Сестры обоих обителей пропели колядки, повествующие о Рождестве Христовом, и порадовали друг друга подарками.

Февраль. Монтаж пекарни.
Для монтажа оборудования пекарни из Австрии приехал механик Маркус Душ. Монастырю пришлось озаботиться поиском переводчика на весь период монтажа и поиском гостиницы, которая имеет право заселять иностранцев. Так же необходимо было организовать встречу механика в аэропорту «Шереметьево».
Игумения Алексия. Все время после получения оборудования я опасалась, что могли украсть какие-нибудь комплектующие детали или вдруг что-нибудь сломалось, т. к. оборудование целый год стояло на улице. Хоть оно и было упаковано, но все равно было тревожно. Первым делом австриец стал собирать печь, и тут выяснилось, что нет коробки с крепежом. Пришлось срочно посылать рабочих на разные заводы, чтобы подобрать необходимые болты. Правда через некоторое время эту коробку нашли под кроватью у сестры, ответственной за газовое хозяйство. Крепеж был спрятан там, чтобы его не украли. За время, прошедшее после поставки оборудования, про этот «тайник» все забыли.
Помогал австрийскому механику монтировать пекарню монастырский водитель Александр Шаталин. В первый день совместной работы, когда какая-то деталь не вставала на свое место, Александр хотел постучать по ней молотком. Увидев это, Маркус стал махать руками и говорить, что так нельзя делать. На второй день работы австриец сам стал потихоньку постукивать молоточком. С третьего дня было достигнуто такое полное взаимопонимание, что и переводчик почти не требовался.

28 февраля. В пекарне подключен газ для проведения пуско-наладочных работ.
После подключения газа начались пуско-наладочные работы и проверка горелки. Австрийцы не имели российских допусков для работы с газовым оборудованием, поэтому наладку выполняли специалисты из московской фирмы «Оргпищепромсервис». Конечно странно, что австрийцы не имели права монтировать свои австрийские горелки на территории России. Но таковы наши законы. В процессе работы выяснилось, что низкое давление газа в нашей сети очень низкое, т.е. имеет минимальное значение, и горелка работает на пределе. В период пуско-наладки все измучились из-за этого давления: ночью оно было нормальное, а днем, когда разбор газа больше – очень низкое. В сильные морозы давление газа могло еще понизиться, в этом случае горелка вообще перестала бы работать.
Слава Богу, в последнее время давление газа не падает. Но все эти проблемы побудили монастырь заняться проектированием подводки газа среднего давления.

28 марта. Первый монашеский постриг трех инокинь, иноческий постриг трех послушниц.
К 2001 году пожилые сестры, инокиня Нина (Мамонтова), инокиня Лариса (Гадзиева) и инокиня Мария (Готальская), прожили в монастыре уже по 5-6 лет. Поэтому матушка получила благословение митрополита Ювеналия постричь их в мантию. Послушницы Наталья (Семукова), Елена (Павлова) и Пелагея (Митюшкина) прожили в монастыре от 2-х до 3-х лет, их благословили постричь в рясофор.
Монахиня Георгия. При подготовке к первому мантийному постригу особых искушений не было. Вот только никак не могли купить монашеские ремни нужного размера. Их поиск и привел меня в Сергиев Посад. Приехав, я сразу же пошла в Лавру, а водитель остался в машине. Когда я, счастливая, с ремнями вернулась назад, то увидела, что машина немного помята. Оказалось, что она стояла на льду, и когда я вышла из нее, машина поехала боком и «прислонилась» к столбу.
По благословению митрополита Ювеналия для совершения постригов в обитель прибыл епископ Тихон. До начала Богослужения он стал выбирать по календарю имена для мантийного пострига. Обычно Владыка старался постригать с именами святых, день памяти которых близок ко дню пострига. Инокине Ларисе очень хотелось быть постриженной в честь преп. Рахили, старицы Спасо-Бородинского монастыря, которая инокиней подвизалась во Владычнем монастыре. Остальные инокини не имели конкретных пожеланий. Владыка Тихон записал выбранные им имена на бумажки и дописал имя преп. Рахили. Получилось шесть записочек, чтобы можно было вытянуть жребий.
Епископ Тихон совершил литургию Преждеосвященных Даров, во время которой он совершил постриг в рясофор. По традиции имена в иноческом постриге не меняли. По окончании Богослужения готовящиеся к пострижению инокини испросили прощения у матушки игумении и всех сестер и взяли благословение у Владыки. После этого они вытянули жребий с именами. Затем в храме расстелили дорожку, т. к. постригаемые в мантию в знак своего смирения и покаяния должны были ползти к амвону. Все насельницы монастыря выстроились вдоль дорожки с зажженными свечами, а матушка игумения Алексия, монахиня Елена, настоятельница Зосимовой пустыни и монахиня Зосима прикрывали постригаемых сестер мантиями, пока те ползли к амвону, и потом давали монашеские обеты. Владыка спрашивал у постригаемых: «Что пришла еси, сестра, припадая ко святому жертвеннику и ко святей дружине сей?» Сестры хором отвечали: «Желая жития постнического, Владыка святый.» «Желаеши ли сподобитися ангельскому образу, и вчинену быти лику инокующих?» «Ей, Богу содействующу, Владыка святый.» «Отрицаеши ли ся мира и сущих в мире по заповеди Господней?» «Ей, Владыка святый.» «Сохраниши ли ся в девстве и целомудрии и благоговении даже до смерти?» «Ей, Богу содействующу, Владыка святый.» «Сохраниши ли даже до смерти послушание ко игумении и ко всем о Христе сестрам?» «Ей, Богу содействующу, Владыка святый.» «Пребудеши ли до смерти в нестяжаниии и вольней Христа ради во общем житии сущей нищете, ничтоже себе самому стяжавая, или храня, разве яже на общую потребу, и се от послушания, а не от своего произволения?» «Ей, Владыка святый, пребуду Богу споспешествующу.» «Претерпиши ли всякую тесноту и скорбь иноческаго жития Царствия ради Небеснаго?» «Ей, Богу споспешествующу, Владыка святый.» И вот наступил самый волнительный момент, когда инокиням в знак их полного отречения от мира и от своей воли крестообразно постригли волосы и назвали новое монашеское имя. Инокиня Нина стала монахиней Рахилью, Лариса – Вассой, Мария – Фотиной.
Епископ Тихон обратился к новопостриженным монахиням со словом: «Сестры, сегодня Господь уготовал вас принять ангельский образ. Сегодня впервые Господь испытал вашу крепость, ваше смирение, вашу преданность воле Божией. Когда вы жили в миру, то несли крест житейский. Сегодня вы умерли для жизни светской, для жизни мирской и предали свою волю в руки Божии, отрешившись от своей воли полностью. Господь сказал: «Кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет».
После окончания чина пострига все сестры и прихожане, бывшие в храме, подходили поздравить постриженных с принятием ангельского чина. По традиции спрашивали: «Что ти есть имя, сестра?» Монахини отвечали: «Недостойная монахиня …» и называли свое новое имя. Во время этого умилительного чина с монахиней Рахилью произошел казус: при первом произнесении нового имени она его забыла и назвалась Фамарью, сестры ее поправили, и она больше не ошибалась.
Новопостриженные монахини остались в храме, чтобы молиться, читая Псалтирь и монашеское правило. Им предстояло пробыть в храме три дня, покидая его только на время трапезы.
Игумения Алексия. Каждый раз, когда я вижу монашеский постриг и слышу приносимые другими монашеские обеты, вспоминаю свой постриг и заново все переживаю, как будто опять постригают меня. Невольно на ум приходят мысли о том, достойно ли я провожу монашескую жизнь, ведь за исполнение обетов надо будет дать ответ на Страшном Суде. Много трудов и ответственности лежит на начальствующих лицах, много и поводов ко греху. В духовной жизни нет мелочей, и за одно слово можно подпасть осуждению. Поэтому так благодатно вспомнить духовное рвение своих первых монашеских шагов.

10 апреля. В монастырской пекарне выпечены первые куличи.
К концу Великого поста горелку, печь и остальное оборудование окончательно отладили. Тогда решили попробовать выпечь к Пасхе куличи: и себе, и на продажу прихожанам. Матушка созвонилась с директором Калужской епархиальной пекарни Кирюхиной Аллой Ивановной и попросила ее помочь с выпечкой куличей, а заодно и немного поучить первых сотрудников пекарни. Алла Ивановна приехала помогать сама и привезла с собой красивые коробки для куличей на подарки. Настоящих пекарских форм для куличей в монастыре еще не было, поэтому формами служили обычные жестяные банки разного калибра из-под консервов. Несмотря на отсутствие опыта и некоторую неприспособленность рабочего места, куличи получились отличные – ничуть не хуже домашних!

* * *
14 апреля. Великая суббота. Освящение куличей.
По традиции во время освящения куличей проводился сбор пожертвований для тюрьмы. Для этого на видном месте установили коробку, в которую все желающие могли положить куличи и яйца для заключенных. В этом году была очень ветреная погода. Поэтому еще пустую коробку с надписью «для тюрьмы» все время сдувало ветром. Заметив это, одна из сестер положила на дно коробки кирпич, предварительно завернув его в белую бумагу и пакет. Когда коробка наполнилась приношениями, пожилая инокиня Пелагея стала перекладывать все содержимое в корзину, чтобы перенести в корпус. Дойдя до дна коробки, она достала нечто тяжелое прямоугольной формы, завернутое в бумагу и пакет. Взвешивая этот предмет на руке, она задумчиво говорила: «Наверное, шербет… Да тяжелый какой…» Взглянуть на большой кусок шербета подошли еще несколько старушек. Неизвестно, кто был инициатором идеи развернуть тяжелый предмет и рассмотреть его содержимое. В данной ситуации любопытство оказалось очень полезным, иначе под видом шербета заключенные получили бы … кирпич. Старушки долго возмущались таким «пожертвованием», пока не выяснилось, откуда оно появилось в коробке.

1 мая. Из Австрии приехал пекарь Вольфганг Куртц.
Контракт с центром «Каритас» предполагал не только поставку и монтаж оборудования, но и трехдневный курс знакомства персонала с работой на оборудовании фирмы «Вернер и Пфляйдерер». Постоянных сотрудников в пекарне еще не было, поэтому обучаться стали некоторые сестры и … матушка. Чего только не выпекли в пекарне за эти три дня: и ржаной, и белый хлеб, и булки, и бисквиты, и штрудели, и даже пиццу.
Игумения Алексия. Вольфганг был настоящим ассом в своем деле – он мог сделать булку-плетенку, держа руки с тестом за спиной. Очень интересно было делать штрудели, тесто для них должно было быть такое тонкое, чтобы сквозь него можно было читать газету. Когда готовились печь бисквиты, Вольфганг сказал, что в австрийском рецепте сахара меньше, чем в российском, поэтому бисквит нам вряд ли понравится. Когда мы попробовали готовые бисквиты, то они оказались очень-очень сладкими. Все недоумевали, как могло такое получиться, ведь сахар клали по норме. Потом кто-то догадался, что мы привыкли ко вкусу бисквитов, половину сахара из которых кондитеры уносили домой! Вот «несладкий» австрийский бисквит и показался нам приторным. Все, что мы делали – было интересно, все, что пекли – было вкусно, но, к сожалению, вся рецептура хлеба была основана на применении улучшителей. В моем представлении хлеб из монастырской пекарни не мог их содержать и, впоследствии, мы принципиально отказались от их применения.

18 мая. Празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». День памяти преп. Варлаама Серпуховского. Освящение пекарни. Получено благословение на открытие при монастыре православной гимназии.
Как и в прошлом году в этот день в городе одновременно служили два архиерея: митрополит Ювеналий в Высоцком монастыре, епископ Тихон – во Владычнем. Владыке Тихону в женском монастыре сослужили иерей Игорь Хромов, иерей Алексий Филатов, иерей Димитрий Февралев и клирики Екатерининского монастыря. По окончании Божественной литургии епископ Тихон и игумения Алексия поехали в Высоцкий монастырь, чтобы принять участие в крестном ходе. После завершения праздничных мероприятий в Высоцком монастыре митрополит Ювеналий в сопровождении епископа Тихона, главы города П. В. Жданова, настоятелей монастырей, благочинных и клириков Московской епархии прибыл во Владычний монастырь, чтобы отслужить молебен преп. Варлааму и освятить пекарню.
В Вознесенском храме митрополит Ювеналий обратился к игумении Алексии, сестрам обители и прихожанам: «Нам волнительно и трогательно находиться на этом святом месте, в этой святой обители, где был явлен чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». С каждым посещение Владычного монастыря я вижу плоды трудов матери Алексии, которая малыми силами, но с помощью Божией, с помощью Царицы Небесной постепенно возрождает эту святую обитель. Когда я в первый раз сюда приехал, было впечатление, что я нахожусь в вымершем городе, потому что кругом – руины, грязь непролазная и полное безлюдье. А сейчас, повторяя подвиг подвижников наших и подвижниц, мать Алексия мужественно вселилась в эту святую обитель для возрождения в ней монашеской жизни, для возрождения этой святыни. Я рад, что монастырь становится местом паломничества. Сегодня владыка Тихон при большом стечении богомольцев совершил здесь Божественную Литургию, и я думаю, что не может зарасти тропа к святыням, где люди получают исцеления, Небесную помощь и духовное утешение. Я благодарю Вас, мать игумения, за Ваше ревностное служение, за то, что малым составом сестер Вы очень многое делаете, и я прошу через Вас передать нашу глубокую благодарность тем жертвователям, которые помогают нам в возрождении церковной жизни. Определенным успехом в обители является то, что через изготовление хлеба Вы сможете физически кормить тех, кто в этом нуждается, а это будет форма добродетели, доброделания святой обители.»
После освящения пекарни гостей обители угощали хлебом, который испекли сестры, обучившиеся пекарскому делу.
С просьбой об открытии при Владычнем монастыре православной гимназии к митрополиту Ювеналию обратился Сергей Николаевич Леонтьев, прихожанин Владычнего монастыря, отец двух близнецов, которым в сентябре нужно будет идти в школу. Последнее обстоятельство и побудило Сергея Николаевича встать во главе инициативной группы по организации православного образования в городе Серпухове. Владыка внимательно выслушал все доводы за и против и с радостью дал благословение на осуществление этого начинания.

* * *
Весной на огороде, который располагался на монастырской территории XIX века, построили 5 теплиц. Эту землю сестры начали осваивать еще в 1997 году. Вообще-то, вместо земли пришлось осваивать песок, т. к. толщина плодородного слоя вперемежку с кирпичами была от 10 до 30 см. Каждый год грядки удобряли козьим навозом, но овощи росли чахлые. С появлением коров, а соответственно и коровьего навоза, плодородность земли стала повышаться быстрее, и урожайность овощей значительно выросла. Сестры наивно думали, что все дело в навозе – урожайность-то выросла. Но что такое 5 тележек навоза по сравнению с 14 метрами песка в глубину? По всем законам природы дожди и грунтовые воды должны были регулярно вымывать вносимые удобрения, тем не менее, это не влияло на рост наших овощей. Многие прихожане и паломники говорили, что для такого грунта в монастыре очень хорошие урожаи. На самом деле – это просто чудо.
Монахиня Екатерина. А разве не чудо то, что розы в монастыре прекрасно себя чувствуют на каменистом грунте? Профессиональный цветовод решила помочь сестрам пересадить некоторые цветы. Когда она выкопала куст роз, то оказалось, что под ним лежит каменная плита. Женщина была просто в шоке, ведь розы не могли расти, а тем более цвести в таких условиях.
Однажды летом над Владычной слободой прошел сильнейший ливень с градом. Градины был размером от 0,5 до 1,5 см, а некоторые достигали 3-х см. Самые крупные из градин разбили оконное стекло на кухне. Когда стихия кончила бушевать, сестры пошли обозревать огородные потери. Ко всеобщему удивлению все посадки были целы, только нижние листья капусты были в дырках от града. Прихожане потом рассказали, что на слободских огородах от кустов помидор остались одни стебли, т. к. листья посбивало градом. А ливень был такой сильный, что у одной женщины потоком воды смыло весь гравий, насыпанный на дорожках ее огорода.

* * *
У нашей городской администрации были какие-то проблемы с газетой «МК». Когда администрация решила наладить отношения, то привезла корреспондента «МК» в монастырь, чтобы написать статью о том, как монахини ведут монастырское хозяйство. Приехав в обитель, корреспондент зашел в храм. В это же время туда вошли двое подвыпивших мужчин, упали на колени перед иконой «Неупиваемая Чаша» и стали молиться. Корреспондент просто не мог упустить такой случай. Он, переговорив с этими мужчинами, изменил тему репортажа. В результате в свет вышла статья о пьянстве и чудотворной иконе «Неупиваемая Чаша». Статья была написана до такой степени благожелательно, что мне не верили, что она не заказная. Но, несмотря на хороший смысл, характерный стиль «МК» сохранялся.
Монахиня Георгия. Через четыре дня после выхода статьи в «МК» в монастырь приехали корреспонденты телеканала SNN, а через неделю – корреспонденты телеканала DFA. Их интересовало, как монастырь помогает страждущим недугом пьянства и наркомании. Успешно реабилитировавшаяся в это время в обители бывшая наркоманка Ольга давала им интервью о своем исцелении. После этого ее в шутку стали звать телезвездой, ведь она появлялась и на американских, и на немецких телеэкранах.

* * *
Летом в монастыре активно велись реставрационные работы. Были отремонтированы, разрушенные в 1999 году постройки хоз. двора. В этих зданиях были восстановлены крыши, вставлены окна, двери, сделаны полы. Там расположились гараж, столярный цех, две комнаты для мужчин-паломников и вахтерка для сторожей.
Крыша, построенная на Новой трапезной еще зимой, была покрыта оцинковкой. Полностью заваленный мусором и землей первый этаж этого корпуса был расчищен. Одновременно фирма «Эска» начала монтаж межэтажных перекрытий. По бедности пришлось делать деревянные перекрытия, а не железобетонные. В пользу этого варианта говорило и то, что исторически перекрытия были тоже деревянные. Неизвестно, выдержал бы фундамент нагрузку тяжелых железобетонных перекрытий или нет, ведь его никто не исследовал. После того, как перекрытия в правом крыле были сделаны, рабочие стали проводить отопление.
Монахиня Георгия. Помню, как матушка водила нас на экскурсию в реставрируемый корпус и рассказывала, что здесь будет располагаться. Полы были постелены еще не всюду, и мы, чтобы посмотреть в окна на заокские дали, пробирались по балкам и хаотично лежащим доскам. Трудно было представить, что уже через год сестры здесь будут жить.
Необходимо было начинать строительство высоковольтной подстанции. Кабель, питавший монастырь, пробило еще зимой, и электросеть запитала монастырь от столбов освещения. Но так долго продолжаться не могло, тем более, что напряжение, подаваемое по «воздушке», оставляло желать лучшего (выше 190 в оно не поднималось, а ниже опускалось довольно часто). Технические условия на строительство были получены, проект согласован. Задержка была за одним – не было денег.
Игумения Алексия. Положившись на Божию помощь, начали строительство подстанции, не имея в запасе ни одного лишнего рубля. Каждый раз, когда нужно было выплачивать деньги рабочим, средства обязательно находились. Некий анонимный меценат все лето регулярно пополнял наш ящик для пожертвований крупными суммами, что было как нельзя кстати. Так потихоньку и подстанцию достроили и с рабочими рассчитались.
В это же время в монастыре организовали круглосуточную службу охраны. Сторожа стали дежурить на двух постах: на входе и на хоз. дворе. Конечно, это повлекло за собой дополнительные расходы, зато жизнь стала спокойнее. Теперь сестры могли обратиться к сторожам, чтобы вывести пьяных с территории или утихомирить хулиганящих сатанистов.

16 июля. Память блаженной Евфросинии Алексинской.
Эта святая (в миру княгиня Евдокия Вяземская) была фрейлиной императрицы Екатерины II, затем она покинула шумный свет и взяла на себя подвиг странничества. В 1806 году по благословению митрополита Платона (Левшина) она поступила во Владычний монастырь, где начала трудный подвиг юродства Христа ради. Святая пребывала в постоянной молитве, отдыхая лишь по два часа в сутки на голых досках без постели, преклонив голову на локти; ходила босая даже в зимнее время; на шее носила тяжелую железную цепь; ее пищей был только хлеб с квасом. Святитель Филарет, митрополит Московский, посещая обитель, подолгу беседовал с нею в ее келии. Обладая даром прозорливости, она прикрывала этот дар юродством. Несмотря на это ее подвижническая жизнь стала известна всему городу, и многие жители приходили к ней за утешением и духовным советом. Но по вражьему навету блаженная старица была изгнана из обители и последние десять лет своей жизни провела в сельце Колюпаново Алексинского района Тульской области. Старица преставилась 3/16 июля 1855 года и была погребена в приделе Казанской церкви села Колюпаново. Блаженная Евфросиния канонизирована в лике святых Тульской земли в 1988 году.
Накануне дня памяти блаженной Евфросинии матушка Алексия поздравляла митрополита Ювеналия с днем тезоименитства и испросила благословения на паломническую поездку в Колюпаново. Сейчас на месте последних подвигов блаженной Евфросинии открыт женский монастырь.
На праздник блаженной Евфросинии смогли поехать почти все сестры Владычней обители. Божественную литургию в Казанском монастыре в этот день совершал епископ Тульский и Белевский Кирилл (ныне архиепископ Ярославский и Ростовский). За литургией пел хор Тульского Щегловского женского монастыря. Серпуховские сестры немного опоздали к началу Богослужения. Когда епископ Кирилл увидел, что в храме появились инокини и послушницы еще одного монастыря, через иподиакона он передал просьбу участвовать в пении и им. У сестер Владычнего монастыря не было с собою нот, поэтому петь пришлось наизусть, но в грязь лицом они не ударили. По окончании Богослужения состоялся традиционный крестный ход на источник, вырытый блаженной Евфросинией. Епископ Кирилл освятил воду в источнике и первым посетил новую благоустроенную купальню. Следом за ним искупались все священники и монашествующие, а из мирян выстроилась просто огромная очередь. У кого не хватало терпения, обливались из ведер возле купальни. Источник блаженной Евфросинии славится многими исцелениями, и во все времена года здесь очень много паломников.

* * *
Летом помимо строительных работ было много хлопот с открытием гимназии. Вместе с монастырем ее соучредителем стала администрация города. Для того чтобы достать образец Устава православной гимназии, матушка ездила к протоиерею Борису Балашову в Клин, где годом ранее тоже была открыта гимназия. Устав пришлось несколько раз носить на согласования в юридический отдел администрации, на это ушло довольно много времени. Свидетельство о регистрации гимназия получила 3 сентября. Первый год планировалось обучать только первоклассников, но одна православная воцерковленная женщина упросила организовать и второй класс, т. к. ее сын уже закончил первый класс. Прием учащихся начался поздно, в середине августа, поэтому в первый класс набрали всего 8 детей, а во второй – 5 … мальчиков! Детей в православную гимназию приводили не только воцерковленные родители. Одна бабушка так объяснила свое желание дать внучке православное образование: «Я заметила, что у детей, которые посещают храм, глаза не такие как у ребят с улицы. Церковных детей нельзя назвать тинэйджерами, они отроки и отроковицы. Мне хотелось, чтобы у моей внучки глаза были такие же, как у них.»
После получения свидетельства о регистрации начался процесс получения лицензии на ведение образовательной деятельности. Матушка смогла это организовать в кратчайшие сроки. За основу опять были взяты документы Клинской гимназии. Правда, с августа 2001 года изменились формы документов, поэтому помочь с их заполнением никто не мог. Несмотря на все трудности, 28 сентября лицензия была получена.
Леонтьев С.Н. Мне пришлось активно помогать матушке Алексии во время регистрации гимназии, нужно было делать огромное количество телефонных звонков, постоянно курсировать между администрацией города и монастырем. Свое дело я практически забросил, только изредка созванивался с поставщиками. Когда в конце августа я проанализировал ход дел за месяц, то оказалось, что товарооборот увеличился почти вдвое!
Монахиня Ксения. По Уставу гимназии двунадесятые праздники не являются учебными днями. Детей приводят в храм на литургию, они исповедаются и причащаются. В первый год существования гимназии после Богослужения дети оставались в монастыре на трапезу. В один из таких праздников, выпавших на постный день, детям на столы поставили постные сладости: мармелад, варенье, пастилу. Но дети их ели очень мало, зато они за обе щеки стали уплетать монастырские сухарики, а потом и карманы ими набили.

16 сентября. Первый постриг в схиму.
Старейшей монахине монастыря исполнилось 85 лет, в мантию она была пострижена 12 лет назад. Несмотря на преклонный возраст, м. Пелагея имела удивительное смирение – на все советы и замечания она отвечала только: «Как благословите.» Здоровье м. Пелагеи стало слабеть, и матушка получила благословение митрополита Ювеналия постричь ее в схиму. По благословению Владыки митрополита для совершения пострига в обитель прибыл епископ Тихон.
Чин пострига в схиму и в мантию похожи. Разница в том, что при произнесении схимнических обетов указывается, что они приносятся во второй раз ради подъятия на себя больших иноческих подвигов: «Желаеши ли иноческие обеты усугублением пред Господем обновляти?» В облачении схимника и монаха тоже есть отличие. Поверх рясы схимнику одевают куколь и аналав, расшитые крестами и молитвами. При постриге в схиму монахиня Пелагея получила имя в честь праведной Елисаветы, матери Иоанна Предтечи.
После окончания пострига владыка Тихон обратился к схимонахине Елисавете и сестрам обители: «Если монах молится о самом себе и о близких, то схимник молится о всей земле. Это особый подвиг и особая благодать, это подвиг любви, который совершается незримо, в тайне ото всех в посте и молитве. От схимника мы уже не услышим ни бранных слов, ни слов гнева, только слезы и плач о всех. Схимники с особой любовью всегда почитались в обителях, потому что за их молитвы спасались сестры и братия, которые прибегали к их молитвам. Дай Бог, чтобы по молитвам схимонахини Елисаветы и мы недостойные получили милость у Бога. Аминь.»
В монастырях различные послушания несут и послушники, и иноки, и монахи, но последние больше времени уделяют молитве. Схимник же отлагает все суетные дела ради своего основного послушания – молитвы. В нашем монастыре пожилые монахини и схимонахиня Елисавета читают Псалтырь и молятся почти на каждой службе, если позволяет здоровье.

25 сентября. Празднование преп. Афанасия Высоцкого (младшего). Освящение здания православной гимназии во имя преп. Варлаама Серпуховского.
В этот день митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Высоцком монастыре. Ему сослужили архиепископ Можайский Григорий, епископ Илиан, епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, епископ Видновский Тихон, архимандрит Роман, настоятель Борисоглебского монастыря, архимандрит Сергий (Шагаев), игумен Герман (ныне архимандрит), настоятель Давидовой пустыни, протоиерей Александр Ганаба, секретарь епархиального управления, протоиерей Владимир Андреев, благочинный Серпуховского округа и клирики Серпуховского благочиния. За литургией молились советник губернатора Московской области (в ранге министра) Е. В. Маркова, глава города Серпухова П. В. Жданов, члены городской администрации и другие почетные гости. По окончании Богослужения Владыка Ювеналий в сопровождении архиереев, священства и гостей посетил православную классическую гимназию во имя преп. Варлаама Серпуховского, учрежденную Владычным монастырем и администрацией г.Серпухова. Юные гимназисты приветствовали митрополита Ювеналия небольшой музыкальной постановкой. Владыка освятил помещение гимназии и вручил детям подарки.
Игумения Алексия. Я выехала из Высоцкого монастыря в гимназию немного раньше митрополита Ювеналия, чтобы проверить, все ли готово к посещению Владыки. Гимназия была расположена неподалеку от монастыря в детском саду № 41 во дворах жилых домов. Я ждала достаточно долго. Гостей все не было. Потом подъехала милицейская машина, которая должна была сопровождать гостей. Милиционер сказал, что они потеряли кортеж из вида. Я стала звонить главе города на мобильный телефон. Павел Владимирович сообщил, что они заблудились и приехали … в монастырь. Сестры потом рассказывали, какой переполох произошел в монастыре, когда во двор въехала машина митрополита, а за ней еще больше десятка автомобилей. Хорошо, что не растерялась сестра, первая увидевшая кортеж. Она быстро нашла прораба монастыря, который на своей личной машине сопроводил Владыку и гостей в гимназию. Черные и белые «Волги» во главе с рыжей «копейкой» смотрелись просто великолепно. Когда на подъезде к гимназии милиция остановила «копейку» и спросила, кто едет, прораб находчиво ответил: «Служба безопасности монастыря.»

* * *
В октябре пекарня была сдана в промышленную эксплуатацию.
Игумения Алексия. Пекарня была сдана в эксплуатацию со второй попытки. Про эту эпопею можно было бы написать отдельный рассказ, но я ограничусь краткими заметками о том, что председателем приемной комиссии был назначен очень придирчивый инспектор, что им выдвигались самые абсурдные требования, например, о том есть ли у нас сертификат соответствия на проволоку, которая соединяет оборудование с заземлением. Когда найденные недочеты устранялись, инспектор находил новые. Так могло бы продолжаться до бесконечности, если бы Мешков И.В. не догадался составить письменный протокол разногласий за подписью придирчивого инспектора.
После подписания акта о сдаче пекарни в промышленную эксплуатацию наши «хождения по мукам» закончились.

* * *
Осенью сразу два пчеловода предложили пожертвовать монастырю ульи с пчелами. Немного поразмыслив, решили, что было бы неплохо иметь при монастыре пасеку. Нашлась и сестра, которая очень хотела обучиться этому делу. Первоначально предполагалось разместить ульи на подворье в Дракино, поэтому пчел и расположили там на зимовку.

4 декабря. Престольный праздник Введение Богородицы во храм.
Божественную литургию в этот день совершал епископ Видновский Тихон в сослужении протоиерея Владимира Андреева, благочинного Серпуховского округа и клириков монастырского благочиния. Из Серпуховского историко-художественного музея на Богослужение была доставлена чудотворная икона «Введение Богородицы во Святая Святых».
После окончания Богослужения епископ Тихон посетил православную гимназию. Учащиеся показали гостям и родителям утренник, посвященный празднику Введения Богородицы во храм. В конце утренника Владыка вручил ученикам правила поведения гимназистов и пожелал примерного поведения и успехов в учебе.

* * *
К декабрю с горгазом была согласована реконструкция газоснабжения паломнического корпуса. До этого времени газ был подведен только к одному подъезду, где проживали женщины, а в мужских кельях стояли различные обогревательные приборы, что было очень неэкономно и опасно. Систему отопления сварили еще летом, но согласование как всегда затянулось надолго, и запускать отопления пришлось в декабре. Из-за мороза не обошлось без проблем: в тонких трубах несколько раз замерзала вода, из-за чего сестрам и рабочим пришлось бегать с паяльной лампой и отогревать их. Слава Богу, отопление в дальнейшем работало нормально. Теперь можно было приступать к косметическому ремонту второго подъезда.

11 декабря. В монастырь пришла Марина Блинова (ныне послушница).
До поступления в монастырь Марина жила в г.Протвино Серпуховского района. После открытия подворья при храме в Дракино она стала его прихожанкой. В 1998-1999 годах Марина постоянно жила на подворье и охраняла его, когда там не было сестер. Через год она получила благословение на поступление в число сестер Владычнего монастыря. По приходе в обитель на Марину было возложено несколько послушаний: церковница, трапезница, дежурная на телефоне, уборщица. Марина отличалась очень открытым, несколько упрямым характером. При этом ее упрямство являлось следствием совершенно искреннего послушания. Если сестры советовали ей что-либо изменить в процессе работы, то Марина твердила только: «Меня так не благословляли.» Для того, чтобы сдвинуть ее с «мертвой точки», приходилось вмешиваться матушке игумении.

* * *
Во время участия в православных выставках-ярмарках одна из сестер верно подметила, что участники выставок всегда голодные, т.к. нет возможности оставить стенд и нормально поесть, да к тому же московские цены на еду «кусаются». Вследствие этого родилась идея продавать на выставках еду для участников и посетителей, в частности чай с блинами. По каталогам нашли недорогой блинный аппарат-полуавтомат и стали его осваивать. На выставке «Рождественский дар» у монастыря было два места: с церковным товаром и с едой. Блины пекли на глазах у посетителей и продавали горячими. К сожалению, несмотря на хорошую производительность аппарата, очереди за блинами были очень большими. Вдобавок к этому монастырская техника вызывал непонятную злобу у болящих людей: одна женщина полчаса стояла перед стендом монастыря и проклинала … блинный аппарат. Через некоторое время аппарат сломался. Конечно, после такого случая сестры стали регулярно кропить свое рабочее место святой водой. Водители смогли быстро починить блинницу, но неприятный осадок остался. На следующую выставку стали привозить заранее испеченные блины.
С «заграничными» выставками тоже не обошлось без искушений. На первую для Владычнего монастыря Киевскую выставку две сотрудницы церковной лаки поехали поездом, а послушница Елена – на «Газели» с товаром. Но границу монастырская «Газель» пересечь не смогла – слишком много сложностей возникло с оформлением таможенных документов. В результате монастырские сотрудницы Елена Богоденко и Ольга Батурова оказались в Киеве без денег и без товара. Но они не растерялись, решили остаться и участвовать в выставке, собирая пожертвования и заказы на требы. Ящик для сбора пожертвований они сделали из подручного материала. В конце выставки Елена и Ольга получили диплом «За самоотверженность и благородный труд».
Первый «киевский блин», который вышел комом, не испугал матушку и сестер. В дальнейшем были поездки на выставки в Минск, Чернигов, Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург и опять в Киев. Вот как описала дорожные и выставочные впечатления Ольга Батурова, сотрудница монастырской иконной лавки, которая была и остается поэтессой.

Серпухов – Минск. 2-5 января.

Белый снег к земле, по сходням,
В усыпленьи новогоднем
Сеет. Все покрыто снегом
И «Газель» неспешным бегом

Мчит асфальтовой рекою.
Тонет взор, простясь с Окою,
В легкой вьюге, светлой грустью
Проплывает Белой Русью.

А мороз – что час – то круче.
Село солнце в красной туче.
Указатели в инфаркте:
Этой точки нет на карте.

-Мать Надежда! Мать Надежда!
Я в земных путях невежда.
На тебя одна надежда,
Мать Надежда, мать Надежда.

Вдалеке места родные,
Только слышно: позывные –
«Sos!» и – «Матушка родная!
Стынет жидкость тормозная!

Александр водитель славный
И почти что православный,
Он теперь у нас как витязь.
Но – морозит! Помолитесь!

Здесь – цыгане, немцы, янки,
Их мотели и стоянки.
Даже – платная дорога.
Помолитесь, ради Бога!

Остальное все в порядке.
Возвернемся лишь на Святки.»
Шин с поземкою шуршанье,
Едем в Минск на послушанье.

Екатеринбург – Серпухов.

Спит блаженно мать Надежда
После тягот и трудов.
Щит и шлем – ее одежда –
Богородицы покров.

После суеты несносной
Слаще меда снится скит.
Как пчела на медоносы,
Сердце к Матушке летит.

У сестер какие страхи?
Что за инокини сны?
Разогрели ли монахи
Наши постные блины?

Не судила ли нас строго
С Ольгой Матушка Любовь,
Да не ела ли я много
Монастырских пирогов?

К милой келье поезд мчится
В поле, в облаке снегов –
Русский Царь, его Царица,
Их детей – святая кровь –

Просияли. Спи сестрица,
Багажа не собирай,
Пусть на миг тебе приснится
Горний путь, цветущий рай.

Выставка на ВДНХ.

Там мать-послушница Елена
Стоит в товаре по колено
И, как калужница, цветет,
Похожа на Багратиона.
На ней плат черный – как корона,
И всяк знамена ей сдает.

Там верноподданной Марина
Не спорит из-за мандарина,
А крутит кружево блина,
Как пыж для ружей, и она
Подносит булки – как снаряды.
Ур-р-а-а! И нет такой преграды,
Чтоб не была побеждена.

И Ольга на последней парте
Внимает тем, кто в авангарде
Высоты грозные берет.
Лишь крикнет изредка: «Вперед!»