142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40

+7 (4967) 72-46-25 inokini@yandex.ru

Летопись монастыря. 2004 год

5 января. Съемки РТР.
В монастырь приехала съемочная группа телеканала РТР, чтобы сделать репортаж о подготовке сестер монастыря к празднику Рождества Христова. Матушка и сестры старались раскрыть духовный смысл праздника и подготовки к нему. Но, к сожалению, корреспондентов больше интересовало все внешнее: как сестры будут украшать елку, чем будут разговляться после поста и т.п. Репортаж получился интересный, его показали по многим регионам России.

26 января. Установлен крест на надвратный храм мч. Феодота Анкирского.
В прошлом году на реставрацию надвратного храма было выделено из федерального бюджета 1,5 млн. рублей. На эти средства были восстановлены кокошники (32 шт.), барабан и часть белокаменного декора. Медный купол и позолоченный крест были сделаны благодаря помощи компании «МИЭЛЬ-недвижимость».
Игумения Алексия. Директор Серпуховского филиала компании «МИЭЛЬ-недвижимость» Анатолий Иванович Редькин раньше работал председателем городского комитета по культуре. Как искусствовед и просто как русский интеллигентный человек Анатолий Иванович переживал за судьбу разрушенного Владычнего монастыря. Кстати, именно он был первым человеком, озвучившим идею открытия монастыря в 1995 году. Но, находясь на государственном посту, он не смог добиться привлечения средств на реставрацию обители. Когда же Анатолий Иванович уволился из администрации и стал работать в компании «МИЭЛЬ-недвижимость», он заинтересовал свое московское начальство идеей реставрации Владычнего монастыря. Компания вошла в Попечительский совет обители и стала ей помогать.

12 марта. Монашеский постриг инокини Наталии.
Для совершения пострига в обитель прибыл епископ Тихон. По сложившейся традиции он хотел выбрать имя для постригаемой по календарю, но игумения Алексия сказала, что в монастыре нет ни одной сестры, чье имя было бы связано с историей монастыря, с его святыми. Матушка попросила Владыку дать инокине Наталии в постриге имя в честь вмч. Георгия. Во-первых, этот святой в древности являлся во Владычнем монастыре и разгонял нападавших врагов, в обители была чудотворная икона этого святого, в его честь был освящен храм. Во-вторых, характер у ин. Наталии был почти мужской, «воинский», ведь она по национальности коми, родом с севера. Когда во время пострига епископ Тихон стал говорить: «Сестра наша Георгия постризает власы…», сестры не удержались от возгласа удивления, а монахиня Рахиль, державшая книгу с чином пострига чуть не уронила ее. Для всех такое имя было неожиданностью.
Игумения Алексия. В первые годы после возрождения обители, когда совершались только рясофорные постриги, инокини казались такими значительными по сравнению с послушницами. Облачение преображало человека и внешне, и внутренне.
Через некоторое время после совершения восьмого мантийного пострига однажды в храме я взглянула на всех сестер и заметила, что монахини сильно отличаются от инокинь. Монахини в мантиях выглядели как воины, а инокини выглядели как … «недоделанные монахи». Раньше таких впечатлений у меня никогда не было, а в этот момент я реально почувствовала насколько монашеская благодать больше иноческой.

23 марта. Монахиня Агния (Сударикова) назначена казначеей монастыря.

15 апреля. Четверг Светлой седмицы.
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Божественную литургию в этот день совершал епископ Видновский Тихон в сослужении игумена Кирилла, настоятеля Высоцкого монастыря, протоиерея Владимира Андреева, благочинного Серпуховского округа и клириков благочиния. Во время Великого входа клирик Владычнего монастыря иерей Алексий Филатов был награжден наперсным крестом. По окончании Богослужения советник губернатора (в ранге министра) Елена Владимировна Маркова передала настоятелям Серпуховских монастырей игумении Алексии и игумену Кириллу а также благочинному Серпуховского церковного округа протоиерею Владимиру пасхальные подарки от губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова.

20 апреля. Новоселье матушки игумении.
Перед Страстной Седмицей завершились отделочные работы в левом крыле здания Новой трапезной, где должны были расположиться игуменские покои. Сестры уже почти 1,5 года жили в новом корпусе, а матушка терпеливо ждала, когда будут выполнены неотложные работы и можно будет сделать отделку игуменских покоев.
Игумения Алексия. С одной стороны жить отдельно от сестер было немного спокойнее – по мелочам уже никто не беспокоил, с незначительным вопросом идти через весь монастырь желающих было мало. С другой стороны, за время раздельного проживания у сестер немного «разболталось» внешнее поведение. Когда все жили в одном корпусе, сестры знали, что матушка может появиться в любой момент и, конечно, не расслаблялись. «Заразиться» празднословием легко, а вот избавиться от него гораздо сложнее. Кстати, на первой неделе Великого Поста или даже весь пост сестры тренируются в молчании. Все ходят с блокнотами и ручками и необходимые для выполнения послушаний фразы записывают на бумаге.

* * *
К празднику иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» были завершены работы по реставрации закомар Введенского собора, и была демонтирована временная кровля, скрывавшая закомары. Теперь собор выглядел почти как в XVI веке. В ближайшее время предстояло провести кровельные работы, чтобы не разрушился кирпич закомар.

18 мая. Празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». День памяти преп. Варлаама Серпуховского.
Божественную литургию в Высоцком монастыре совершал епископ Тихон, он же и возглавил крестный ход из Высоцкого монастыря во Владычний. Епископу Тихону сослужили настоятели мужских монастырей и благочинные Московской епархии. Во Владычнем монастыре литургию совершали клирики монастыря, как и в прошлом году, пел сводный хор Владычнего и Колоцкого монастырей. По сложившейся традиции крестный ход завершился молебном на соборной площади Владычнего монастыря.

* * *
Празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» привлекло внимание корреспондентов не только к монастырю, но и к монастырскому павлину, тем более что за год, проведенный в стенах обители, павлин стал отличаться от остальных своих собратьев. Всю зиму он общался только с сестрами и монастырскими кошками и научился … мяукать. Вообще Жако очень подружился с кошками. Он позволял им кушать из своей миски и кататься на своем хвосте, когда гулял по коридору.
Курьезы с монастырскими животными не ограничиваются павлиньим мяуканьем. Однажды монахиня Васса несла череду послушания на кухне. Минут за 15 до трапезы раздался обычный равномерный звон в трапезный колокол. Мать Васса возмутилась, что трапезница благословилась на звон, когда на кухне еще не все готово. Трапезница возмутилась, что мать Васса благословилась на звон, когда в трапезной еще не все накрыто. Трапезница и повар ринулись к колоколу и увидели, что звонит … кот Рыжик. В общем, монастырские кошки решили не отставать от павлина в освоении «смежных» профессий.

* * *
Весной начали строить крышу на настоятельском корпусе, а летом ее покрыли железом. За лето снаружи был оштукатурен корпус Новой трапезной. Одновременно был проведен косметический ремонт и орнаментальная роспись Вознесенского придела Георгиевского храма. Пока шел этот ремонт, Богослужения совершались в Алексиевском храме. И сестры и прихожане уже отвыкли от тесноты маленького храма и никак не могли дождаться возобновления Богослужений в Вознесенском приделе.
Летом в монастыре продолжились работы по благоустройству территории монастыря: от зарослей и мусора были расчищены хоз. двор и земля возле восточного прясла. За юго-восточной башней отгородили и обустроили территорию для размещения пасеки. Вскоре ульи перевезли в монастырь, и теперь сестрам-пасечницам не надо было ездить на другой конец города.
Благодаря помощи компании «МИЭЛЬ-недвижимость» началась реставрация здания монастырской гостиницы. Этот корпус больше других подвергся разрушению от местных жителей, «добывавших» кирпич на свои нужды из стен монастырских зданий. В результате выбивания кирпича между окнами 1-ого этажа на южном фасаде вывалился кусок стены. Крыша и перекрытия в корпусе отсутствовали, как и во многих других зданиях. За лето был укреплен фундамент, заново выложена рухнувшая часть стены, восстановлены межэтажные перекрытия.

* * *
В конце лета, после того как между корпусом Новой трапезной и оградой были вывезены 3000 кубометров строительного мусора и земли, оставшихся после реставрационных работ 60-х годов прошлого века, приступили к строительству теплого павлинника. Прошлую зиму заморская птица жила в сестринском корпусе в отдельной келье, благо – место позволяло. Матушке все же хотелось, чтобы павлин жил в птичьих условиях, поэтому на лето было запланировано строительство павлинника. Он должен был быть небольшой, поэтому к его возведению привлекли трудников. Вот как описывает эту «стройку века» один из них, в прошлом писатель.
Святослав Примак. Откуда эта птица в монастыре взялась – разные домыслы ходят. Может от нее самой бы узнали, но когда она рассказывать об этом во весь голос начинает – одни крестятся, другие к преподобному Варлааму бегут. Короче, дослушать до конца никто не соглашается. Но, как бы там ни было, а зимовать птица должна в тепле. Павлин с отмороженным хвостом – это что телевизор без изображения. Вот и благословила матушка нас грешных для чуда заморского зимнюю квартиру строить. Мы, т.е. трудники монастырские, в суть въехали, вдохновились, исполнились решимости и начали стараться. Не помню, для кого мы больше старались – для матушки или для павлина, но объект получился далеко не шутейный, а довольно солидный и внушительный. Да и как иначе, ведь монастырский павлин – это не какой-нибудь верблюд мусульманский. Матушка павлинником вроде бы как осталась довольна. Теперь самое время начать историю, ради которой эта присказка и написана.
Мы, трудники, народ не шибко любопытный. Да кто-то из мимоходящих в искушение нас ввел вопросом: «Зачем в павлиннике стенки в полметра толщиной?» Мы, как и положено, с этим вопросом всех к матушке отправляем да просим потом, по получении ответа, и нас на этот предмет просветить. Только никто не идет и не спрашивает, а может, спрашивает, но от нас правду скрывает. Ввели нас в такое смущение этим вопросом, что мы сами начали гипотезы выдвигать. Борис сказал, что на юге все очень долго живут – черепахи и крокодилы по 300 лет. Так что павлинник лет на 200 строить надо. А Геннадий где-то вычитал, что павлины любят клювом стенки долбить. Умножили мы одного павлина на 200 лет, на 50 см разделили и хотели было у матушки еще на полметра благословиться. Но потом решили, что матушка, небось, на компьютере сама все умножила и поделила. Так что нечего нам со своей толщиной выше павлиньего хвоста высовываться. Да еще уродство соседнее нас утешило. А уродство это – труба от кочегарки времен советских. Подсчитали мы, что стенки в ней никак не толще наших, а стоит архитектура бесовская на земле монастырской нагло и долго. А матушка решила, что слишком нагло и слишком долго. Прямо крематорий какой-то в монастыре. Паломница одна блаженная говорила, что по ночам в трубе воет кто-то. Якобы, мол, когда начали от нечисти монастырь очищать, изгонять ее молитвой сестринской да красотой православной – вся эта мерзость в трубе и попряталась. Подогнали технику – и айда непотребство рушить (а павлинник уже под железной крышей блестит). Рухнула труба, развалилась на кусищи-громадищи, а одну глыбу, самую черную да глыбастую, враг, видимо, из последних сил на сестринский корпус толкнул. Ох, и натворила бы бед, окаянная. Но не тут-то было. Павлинник на ее пути стеной встал. Вздрогнул, небольшую пробоину дал, но устоял. Благословение матушкино крепче ярости вражеской оказалось. Да еще во время строительства крепости этой чудилось мне, что шептал кто-то из трудников: «Преподобне отче Варлааме, помози нам грешным.» Да еще: «О, святый Николае, угодниче преизрядный Господень…» Так что может быть дело не в черепахах и крокодилах. Да и не в толщине стен, наверное. Кто знает? Сестры, может, и знают да молчат. А мы, трудники монастырские, народ не шибко любопытный.
Ах ты, чуть не запамятовал: пробоину эту малую бригада хохлов православных заделала, да, говорят, не за сало, а во славу Божию.

22 июля. Поездка в Колоцкий монастырь на праздник Колоцкой иконы Божией Матери.
Сестры Владычнего монастыря приехали на празднование Колоцкой иконы Божией Матери с ответным визитом. Божественную литургию в этот день совершил епископ Тихон в сослужении клириков монастыря. По окончании богослужения состоялся крестный ход на святой источник. Когда разошлись миряне, сестры с огромным удовольствием погуляли на свежем деревенском воздухе и облились святой водой из источника. Хотя Владычний монастырь и расположен на окраине города рядом с рекой и сосновым бором, но такого свежего воздуха как в Колоцком там нет.

* * *
Однажды летом в монастырь приехали журналист и фотокорреспондент газеты «Московский комсомолец». Они хотели сделать репортаж об обители, но обстоятельства сложились так, что до репортажа дело не дошло.
Сторожа видели, как бодро и весело корреспонденты подходили к монастырю, зайдя на территорию, один из них стал немного прихрамывать, а когда он подошел к надгробию преподобного Варлаама, то стал хромать заметнее. Сестры, находившиеся поблизости, предложили мужчине помазаться святым маслом. Но это не помогло. Корреспондент попросил, чтобы сторожа поближе подогнали его машину, чтобы он смог уехать.
До монастырских ворот машина доехала нормально, а дальше встала как вкопанная. Сторожа облазили всю машину, но никак не могли заставить ее поехать. Проходившая мимо инокиня Надежда заметив суету, сказала, что машина с таким номером не сможет заехать в монастырь. Все сразу посмотрели на номер, и увидели, что на нем были три шестерки!
Пока сторожа возились с машиной, корреспонденту стало так плохо, что он уже не мог ходить. Тут в разговоре выяснилось, что он не был крещен. На предложение покреститься мужчина ответил отказом, он только попросил вызвать скорую помощь. Вечером родственники забрали корреспондента из больницы, уезжая, он передал монастырю благодарность за заботу и внимание.

31 июля. Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» первый раз покинула монастырь для пребывания в Нижнем Новгороде.
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» из Владычнего монастыря отправилась в Нижний Новгород. Со 2 по 7 августа во время проведения православной выставки икона должна была находиться в часовне при Нижегородской ярмарке. На время отсутствия подлинной иконы в монастыре осталась ее копия, которую поместили в киот от подлинника. В первый же день после отъезда подлинника копия замироточила!
Игумения Алексия. Меня поразило благоговение, с которым нижегородцы встречали нашу икону. Все люди, выстроившись длинной вереницей, вставали на колени, а священники несли икону над ними и кропили всех водой. Еще поражало количество людей, приходивших к иконе. За 6 дней часовню посетило около 13 тысяч человек! На подсвечник ставили столько свечей, что одна сестра едва успевала с ними управляться.
Инокиня Надежда. На выставке на стенде нашего монастыря были разложены иконочки Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и другие святыни монастыря. К стенду подошла женщина и стала небрежно рассматривать иконы. Я начала рассказывать ей, что это изображение чудотворной иконы Божией Матери. Женщина скептически пробурчала, что здесь у всех всё чудотворное. Я спросила, разве она не была в часовне, там целая очередь к иконе. Женщина оживилась и удивленно протянула: «Да? Я обязательно схожу.» Потом она возвратилась и поблагодарила за совет, потому что у иконы она получила очень большое утешение.
Был еще такой случай. В часовню пришла женщина и рассказала, что на днях сюда приходил ее муж, который курил с 8-летнего возраста. Он помолился перед иконой, но почему-то не приложился, потом взял святой воды с молебна, святого масла и пошел домой. Вернулся он совсем другим человеком – духовно обновленным, и сразу бросил курить, т.к. совершенно исчезла тяга к этой дурной привычке.
Игумения Алексия. Когда долго никуда не выезжаешь из монастыря, и из мирян видишь только паломников, кажется, что остальные люди за оградой монастыря хоть немного просвещены в вопросах веры. Во время пребывания с иконой в Нижнем Новгороде все сестры были поражены не просто безграмотностью, а «дикими» суевериями среди населения. Я думаю, что подобное положение наблюдается и в других городах России. Пьянство затрагивает все слои населения, к иконе шли в основном невоцерковленные люди, поэтому мы увидели, что и Центральная Россия нуждается в катехизации населения. Но с другой стороны мы увидели, что даже при отсутствии элементарных знаний народ не утратил веры: веры в помощь Божию, веры в чудо. К сожалению, к вере примешиваются суеверия и духовная леность. Многим хочется исцелиться, но прикладывать усилия к исправлению хотят не все. После общения с экстрасенсами у людей в голове «винегрет». Сестры, стоявшие рядом с иконой, устали повторять, что не надо прикладывать к иконе фотографии пьющих родственников, это на них не повлияет. Люди искренно удивлялись и говорили, что ведь душа связана с фотографией! Были случаи, когда женщины отказывались прикладываться к иконе, если их просили стереть губную помаду. А сколько раз нам ставили рядом с аналоем воду в бутылках, чтобы она освятилась. Хотя мы и не просили женщин в обязательном порядке надевать платки, но многие стеснялись подходить к иконе непокрытыми и прикрывали головы пакетами, носовыми платками, руками и … очками!

* * *
В августе монастырь посетила паломническая группа из Санкт-Петербурга. В числе паломников был известный Питерский священник протоиерей Иоанн Миронов с матушкой Ниной.

16 сентября. Съемки видеофильма о монастыре режиссером А.В. Полушиным.
Первый сюжет о монастыре Андрей Викторович Полушин снял еще в 1996 году, работая в редакции телепрограммы «Русский дом». Неожиданная встреча игумении Алексии и Андрея Викторовича летом этого года закончилась договоренностью снять видеофильм о Владычнем монастыре. После съемок первого видеофильма об обители режиссером Л.С.Акелиной прошло уже почти четыре года, за это время внешний вид монастыря значительно изменился, поэтому и возникла необходимость провести новые съемки к 10-летию возрождения монастыря.

18 сентября. Монастырь посетил архиепископ Афинский Макарий.
Монастырские сторожа проявили бдительность и сообразительность: увидев Владыку, они догадались, что это не простой батюшка и сообщили о гостях матушке игумении. Владыка Макарий приехал в монастырь с двумя монахами, греком и русским. Краткую экскурсию гости выслушали с большим вниманием.

21 сентября. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
Божественную литургию в соборе Николы Белого в этот день совершил митрополит Ювеналий в сослужении благочинного Серпуховского округа протоиерея Владимира Андреева, настоятеля Высоцкого монастыря игумена Кирилла, благочинных Московской епархии и клириков Серпуховского благочиния. По окончании Богослужения состоялся крестный ход на Соборную гору, где у памятного креста произошла закладка капсулы с землей с Куликова поля. В крестном ходу и дальнейших мероприятиях принял участие глава города Серпухова Павел Владимирович Жданов.
Игумения Алексия. Трапеза по окончании крестного хода должна была проходить в нашем монастыре. Еще в период подготовки к празднику благочинный отец Владимир предложил мне пригласить помощников для приготовления трапезы и обслуживания гостей. Как я ни отнекивалась, помощь мы все-таки получили в лице поваров и педагогов Серпуховского педколледжа. Я подумала, что с мирянами обязательно будут искушения. Так и произошло. Повара, ссылаясь на свой профессионализм и опыт, не стали слушать наших советов, хотя мы благополучно приготовили и обслужили уже три подобных трапезы.
После завершения крестного хода я не осталась на Соборной горе, а поехала в монастырь, чтобы проверить готовность к встрече митрополита Ювеналия. По регламенту мероприятие по закладке капсулы должно было продлиться приблизительно час. Уезжая, я попросила благочинного позвонить мне, когда Владыка митрополит поедет с Соборной горы в монастырь. В трапезной все было почти в порядке, не считая того, что помощники перепутали всю посуду, и это несмотря на то, что сестры заранее к каждой салатнице и тарелочке приклеили бирочку с названием блюда. Кухню «оккупировали» мирские повара, на мой вопрос о степени готовности трапезы они ответили, что всё успеют сделать. Сестер я попросила заранее идти к Святым вратам для встречи Владыки. Через некоторое время я решила проверить, готовы ли сестры к встрече Владыки и сама пошла к вратам. Пройдя часть соборной площади, я заметила некое оживление у Святых врат и увидела, что из машины выходит … митрополит Ювеналий. Я ускорила шаг насколько могла и едва успела вовремя поднести хлеб-соль. Владыка приехал на 45 минут раньше намеченного срока, т.к. мероприятие закончилось быстрее, чем планировалось. А благочинный забыл меня предупредить об этом.
Монахиня Васса. Сестры в полном облачении пришли к Святым вратам для встречи Владыки. Я принесла ковер, который мы обычно стелим для встречи, и никак не могла решить, в каком месте его положить. Монахиня Георгия решительно взяла его у меня из рук, и мы стали его раскатывать. Только мы закончила это делать, выпрямились, ой … перед нами стоит митрополит. Он только что вышел из машины.
Монахиня Ксения. После посещения митрополитом Ювеналием и гостями Георгиевского храма, все пошли на трапезу. Первый стол, за которым сидели Владыка, Глава города, настоятели и благочинные обслуживали сестры. Остальных гостей должны были обслуживать мирские помощники, но толку от них было мало, несмотря на то, что сестры им все подсказывали и пытались их расшевелить. Но это было только полбеды. Повара не успели сделать второе! Они привыкли, что на банкетах долго едят, пьют, потом курят, танцуют, а потом опять едят. Но у нас-то был обычный обед, просто количество людей было большое. Спиртное на столы в нашей епархии никогда не ставится, даже для светских гостей. Выручило нас то, что мать Агния как всегда «переборщила» с количеством салатов и рыбы – гости наелись и без второго.
Игумения Алексия. В этом искушении был только один положительный момент – теперь я могла с чистой совестью отказываться от мирских помощников и говорить, что не хочу, чтобы трапеза была как 21 сентября 2004 года.

11 октября. Местное празднование вмч. Георгию – «Георгий потаенный». Монастырю переданы мощи вмч. Георгия, частица Креста Господня, частица хитона вмч. Георгия.
Издревле в монастыре чтилась память великомученика Георгия Победоносца. В обители хранилась древняя чудотворная икона этого святого. В летописи говорилось, что перед нею сама собой возгоралась свеча, предупреждая монахов о вражеском нашествии. О небесной защите, явленной этим святым, повествует местное предание: во время осады города Серпухова неприятелями горожане видели великомученика Георгия, выехавшего на белом коне из задней калитки монастыря и подъехавшего к вражеским полчищам. Они, увидев святого, устрашились и бежали, а великомученик вернулся в монастырь через ту же калитку. В память этого события в обители было установлено празднество святому великомученику и Победоносцу Георгию. Совершалось оно в седьмой понедельник после дня Успения Божией Матери и именовалось в народе «Георгий Потаенный».
В этом году празднование великомученику Георгию пришлось на 11 октября. Божественную литургию совершили клирики монастыря иерей Алексий Филатов и иерей Игорь Хромов, а также настоятель храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами иерей Константин Татаринцев. Прихожанин этого храма Валерий Николаевич Ларионов передал в дар обители великие святыни, которые передавались в его семье из поколения в поколение с XI века: частицу мощей и часть хитона вмч. Георгия, частицу Креста Господня. По окончании литургии святыни были обнесены вокруг монастыря с крестным ходом.

26 – 28 ноября. Третьи Варлаамо-Афанасьевские чтения.
По традиции чтения начались молебном, который совершил благочинный Серпуховского округа протоиерей Владимир Андреев. В первый день чтений, который был посвящен Владычнему монастырю, прозвучало пять докладов, четыре из них были посвящены монастырям Подмосковной земли. Игумения Алексия сделала обзор истории Владычнего монастыря, монахиня Параскева, настоятельница Спасо-Влахернского монастыря рассказала о преподобноисповеднице Параскеве (Матиешиной). Послушница Колоцкого монастыря Екатерина (Соколова) рассказала об истории основания этого монастыря. Послушница Иосифо-Волоцкого монастыря Наталья (Егасова) рассказала о жизни страстотерпца царевича Феодора Долголядского, похороненного в диаконнике Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря.

30 ноября. Умерла Невежина Н. Г.
Днем в монастырь пришло скорбное известие о кончине Нины Георгиевны Невежиной, внучатой племянницы последней настоятельницы монастыря перед его закрытием игумении Валентины. Утром этого дня Нина Георгиевна умерла от сердечного приступа на 88 году жизни.
Игумения Алексия. Нина Георгиевна была удивительно глубоким, светлым человеком. Всего за две недели до ее кончины мы разговаривали с ней по телефону, я рассказала ей, что мы начали собирать историю возрождения монастыря, и попросила ее написать воспоминания, ведь она каждый год по месяцу жила в монастыре. Нина Георгиевна сказала, что ей тяжело писать, но она могла бы наговорить воспоминания на диктофон, когда приедет в монастырь. А приехать она собиралась на Введение. Нина Георгиевна была человеком другой эпохи, она мыслила по-другому, чувствовала по-другому: глубоко, с несомненной верой в промысел Божий, в заступление Богородицы и святых. Все последнее время она жила только храмом. Несмотря на слабость здоровья, она всегда была на воскресных и праздничных Богослужениях. Хоть Нина Георгиевна была весьма преклонного возраста, ее всегда окружала молодежь. А еще она обладала удивительным даром – видеть в человеке только хорошее.

4 декабря. Престольный праздник Введение Богородицы во храм.
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Божественную литургию в этот день совершал епископ Видновский Тихон в сослужении игумена Кирилла, настоятеля Высоцкого монастыря, протоиерея Владимира Андреева, благочинного Серпуховского округа, иерея Дионисия (Крюкова) и клириков монастыря. Во время малого входа послушницы Марина и Мария получили архиерейское благословение на ношение подрясников.
Первый раз за последние 8 лет Серпуховский историко-художественный музей не выдал чудотворную икону «Введение Богородицы во Святая Святых» на Богослужение. Это было мотивировано тем, что икона нуждается в реставрации. Музей известил монастырь о своем отказе всего за два дня до службы, хотя письмо с просьбой о выдаче иконы лежало в музее с января. Если бы матушка Алексия своевременно узнала о необходимости реставрации иконы, она обязательно организовала бы и оплатила все необходимые работы. Как жаль, что сотрудники музея относятся к иконам не как к святыням, а как к произведениям искусства. Может потому икона и «сыплется», что ей не место в музее.

5-14 декабря. Православная выставка в Н.Новгороде.
Как и в августе месяце, сестры Владычнего монастыря с чудотворной иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» отправились в Нижний Новгород на православную выставку. В этот раз старшей группы была казначея монахиня Агния.

13 декабря. Поездка в Сергиев Посад.
Игумения Алексия. Я приехала в этот день в Сергиев Посад для встречи с р.Б. Александрой, писавшей иконы для нашего монастыря. Прежде чем приступать к деловой части поездки, я пошла в Лавру, чтобы приложиться к мощам преп. Сергия. Время было 12.45, в Троицком соборе было очень много людей, были открыты Царские врата, служили простой молебен преп. Сергию, к мощам никто не прикладывался. Почему все было так необычно, я не поняла, но на всякий случай продвинулась поближе к раке с правой стороны столба. Спрашивать по поводу происходящего было как-то неудобно, и я решила немного подождать. Минут через десять кто-то из богомольцев сказал, что скоро приедет Патриарх, и потом можно будет подойти к мощам. Действительно, еще через 5 минут в храм вошел Патриарх, приложился к открытым мощам и сказал краткую проповедь по поводу предстоящего престольного праздника Лавры в честь прав. Филарета Милостивого. После этого Святейший вышел из храма. Сопровождавшие его архиереи и священники стали прикладываться к мощам. Мне очень хотелось приложиться к открытым мощам, и тут я увидела, что к раке подходят игумении Филарета и Олимпиада. Я обратилась к монаху, стоявшему в проходе: «Разрешите и мне присоединиться к игумениям.» Увидев на мне крест, монах пропустил меня, и я первый раз в жизни приложилась к открытым мощам преподобного Сергия. Бывшая со мной монахиня Георгия стала прорываться за мной со словами: «Я с матушкой.» Ее тоже пропустили.
Если бы мы специально ехали ради этого посещения Лавры, то и тогда вряд ли бы сумели так удачно подгадать со временем и местом. Надо сказать, что на следующий день у меня прошел гайморит.