142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40

+7 (4967) 72-46-25 inokini@yandex.ru

Летопись Владычнего монастыря. 2003 год

1 февраля. Монашеский постриг инокини Юлии (ныне казначея обители).
Для совершения пострига в обитель прибыл епископ Тихон. Постриг должен был совершаться перед всенощным бдением, но Владыка как всегда приехал заранее, когда его еще никто не ждал. Пока до службы было время, он заготовил бумажки для жребия, на которых были написаны имена мч. Ксении, мч. Агнии, мч. Анастасии и прав. Иулиании Лазаревской. Последнее имя хотела иметь в постриге ин. Юлия, а остальные были выбраны по календарю епископом Тихоном.
Инокиня Юлия получила в постриге имя в честь мч. Агнии. Постриг прошел без искушений, тихо и спокойно. Затем во время всенощной Владыка молился в алтаре. В этот день в монастырь приехал и игумен Феофан (Щелкунов), духовник инокини Юлии. Новопостриженная монахиня пребывала в храме 3 дня. По благословению епископа Тихона в эти дни полунощница совершалась в полночь. В этот период ощущался духовный и молитвенный подъем в обители. Всем так понравились ночные полунощницы, что такой порядок их совершения оставили вплоть до Страстной Седмицы.

* * *
11 апреля. В этот день из Сызрани приехала женщина с дочерью наркоманкой. Девушку звали Валерия, ей было 19 лет. В беседе с матушкой игуменией она сказала, что хочет расстаться с наркотиками и понимает, что в этой борьбе ей может помочь только Бог. Раз было произволение на исправление, значит, имело смысл оставить Валерию в монастыре для реабилитации.

19 апреля. В монастыре на субботнике трудились члены клуба «Деловая женщина Подмосковья».
Как и в прошлом году, в монастырь приехала Кучерова Елена Валентиновна, советник губернатора по экономическим вопросам, председатель клуба «Деловая женщина Подмосковья». Вместе с ней приехали потрудиться самые активные члены этого клуба и сотрудниками областного правительства. На этот раз женщины помогали сестрам разгребать пожарище паломнического корпуса.

* * *
Пожар послужил поводом к передаче монастырю частного дома, построенного на территории обители. К этому времени жильцы дома уже были выселены по программе расселения ветхого жилищного фонда. Оставалось только оформить бумаги, провести косметический ремонт, и можно было заселять сюда женщин паломниц. В этом же здании через некоторое время расположили и паломническую трапезную. Конечно, дом был маловат и тесноват, но, как говорится, «на безрыбье и рак – рыба».

* * *
2003 год для монастыря был юбилейным – 18 мая должно было состояться празднование 125-летия явления чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В преддверии юбилея был создан Попечительский совет монастыря, в который вошли директора предприятий, руководители фирм и предприниматели. Попечительский совет возглавил председатель Совета Депутатов г. Серпухова Роман Владимирович Горбунов.
В день юбилея ожидалось большое количество богомольцев, а храмы в монастыре по площади очень маленькие, поэтому Божественную литургию планировалось совершить на улице во временном алтаре. Для осуществления этих планов необходимо было провести благоустройство территории перед храмами площадью 530 кв. м. Проект благоустройства уже был согласован в областном министерстве культуры. Тротуарную плитку для монастыря оплатил «Газэнергопромбанк», песок благотворительно выделил «Порт Серпухов», а вот подрядчика для проведения земельных работ и укладки плитки никак не могли найти. Матушка надеялась на благотворительную помощь городского ДРСУ, но его начальник А.Ю.Журавлев оттягивал сроки начала работ, выдвигая то одну, то другую причину. Дальше ждать было невозможно, каждый день задержки грозил тем, что могли не успеть закончить работы к юбилею. Пришлось матушке занять денег и нанять ДРСУ из г.Заокска Тульской области. Работы были проделаны просто огромные – уровень земли был понижен на полтора метра на площади 200 кв. метров. В результате Введенский собор стал казаться стройнее и выше. Между большими площадями у собора и надвратного храма были сделаны еще две небольшие террасы площадью 70 кв. метров, каждая из которых была выше предыдущей на полметра. Такая необычная конфигурация площади из четырех террас, соединенных ступенями, получилась из-за того, что монастырь расположен на склоне холма: разница по высоте между западной и восточной стеной монастыря составляет 7 метров. Когда были завершены земляные работы, сразу начали укладку плитки. Время поджимало, поэтому рабочие опасались, как бы не подвела погода, ведь в дождь плитку класть нельзя. За три дня до юбилея, когда укладывали последние метры плитки в Святых вратах, обрушился кусок кирпичной арки, немного зацепив рабочего. К счастью, он отделался легким испугом и царапинами на спине, но доделывать работу категорически отказался. Администрация города срочно созвала строительный консилиум, чтобы решить, что делать с вратами. Решили обрушить оставшуюся часть арки и сделать подпорную конструкцию (кстати, эта конструкция стоит уже 2 года). Только после проведения этих работ рабочие согласились закончить укладку плитки.
Игумения Алексия. После случая с обрушением арки я задала себе вопрос: «Если бы арка упала на три дня позже на голову губернатора, меня бы посадили или дали денег на реставрацию?»
К юбилею необходимо было отделать новую трапезную, т.к. митрополит Ювеналий благословил, чтобы обед проходил у нас. Хорошо, что в прошлом году, благодаря неожиданному пожертвованию удалось провести отопление, водопровод и канализацию в левом крыле корпуса, где была расположена будущая трапезная. Запустили отопление только в феврале, а в марте начались отделочные работы. Без финансовой помощи Высоцкого монастыря, Серпуховского благочиния и Попечительского совета не удалось бы сделать такую красивую трапезную. Хоть все материалы, кроме ламинированного паркета, были недорогими, но площадь помещения была солидная – 220 кв. метров при высоте стен 3,5 метра, поэтому и расход материалов был немаленьким. Прежде чем выбрать отделку для полов и потолков, матушка и прораб долго думали: перекрытия в корпусе были деревянными, а значит под нагрузкой они могли вибрировать. Гипсокартон для потолка и плитка для пола были отвергнуты сразу. Остановились на варианте: ламинированный паркет для пола и пенопластовая плитка поверх фанеры на потолок. С точки зрения дизайна такое решение с потолком матушке не нравилось. Вся отделка трапезной и коридора планировалась в стиле XIX века, т.к. здание было построено в 1853 году. Пенопластовая плитка явно выбивалась из стиля. После долгих раздумий матушку посетила мысль сделать имитацию кессонного потолка. Так как идея была совершенно новая, нигде не применявшаяся, то очень трудно было объяснить строителям, как должен выглядеть потолок. Да и сама матушка до конца не была уверена, будет ли все это красиво. Для воплощения идеи кессонного потолка понадобилось купить полтора километра потолочного плинтуса, имитирующего лепнину! Зато какой потолок получился, – нигде такого нет! Никто не верит, что на потолке в трапезной всего-навсего фанера, украшенная плинтусами.

17 мая. Администрация города подарила монастырю живой герб города – павлина Пашу, впоследствии переименованного в Жако.
По преданию в одном из монастырей города в 18 веке разводили павлинов, поэтому эта заморская птица и появилась на гербе города Серпухова. Еще прошлой осенью городская администрация хотела подарить живого павлина губернатору, когда тот приезжал в Серпухов. Губернатор отказался от павлина, и птица осталась в городе. Перезимовала она на страусиной ферме, а к юбилею его подарили в монастырь, чтобы и в дальнейшем оправдывать размещение этой птицы на гербе города. Кличка Паша была дана павлину в честь главы города Павла Владимировича. Нехорошо когда животных называют человеческими именами, поэтому сестры сразу же переименовали павлина в Жако. Первую неделю заморская птица жила в теплице на огороде, а потом его поместили в летний вольер с навесом.

* * *
На юбилейном молебне ожидалось присутствие губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова, поэтому накануне праздника в монастырь приехали представители губернаторской охраны, они осмотрели здания окружающие соборную площадь, на которой и должен был проходить молебен. В настоятельском корпусе, где уже шли реставрационные работы, они обнаружили баллон с пропаном и попросили его убрать. Бригадир рабочих Ю.В.Шумилов стал просить не уносить баллон, сказал, что сам над ним сидеть будет. Матушка ответила ему, что не будет доказывать охране, что он добропорядочный человек и благословила от греха подальше унести баллон на хоз. двор. Как хорошо, что это сделали. На следующий день во время литургии баллон разгерметизировался, стал летать по хоз. двору как реактивный снаряд и помял машину человека, который ранее пожертвовал этот баллон в монастырь.
Навес для временного алтаря привезли из Спасо-Бородинского монастыря. После совершения всенощного бдения в храме алтарницы стали готовить к Богослужению временный алтарь. Монахиня Васса подошла к матушке с вопросом, когда одевать на престол и жертвенник облачение – сейчас или утром? Матушка благословила все делать с вечера, опасаясь, как бы не пришлось что-нибудь перешивать, ведь облачение было новое, сшитое специально к празднику. Ткань на облачение пожертвовал Мераб Сералидзе, очень почитавший преподобного Варлаама. Через некоторое время м. Васса прибежала к матушке в панике – она нашла только один комплект облачения! Второго нигде не было. Матушка сама пошла в швейную мастерскую, чтобы разобраться – если ткань осталась, значит, облачение не дошито, если ткани нет, значит, облачение где-то лежит. Оказалось, что действительно пошито всего одно облачение, хотя матушка собственноручно писала инструкцию для швеи. Пришлось посылать водителя за швеей, а матушке садиться за швейную машинку. Шел уже первый час ночи. Через час швея сменила матушку «на боевом посту». К утру все было благополучно дошито.

18 мая. 125 лет со дня явления чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Память преп. Варлаама Серпуховского. Посещение Владычнего монастыря Губернатором Московской области Б.В.Громовым.
Божественную литургию в Высоцком монастыре совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении архиепископа Можайского Григория, епископа Илиана, епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа, настоятелей монастырей, благочинных и клириков Московской епархии. На Богослужении пел хор Троице-Сергиевой Лавры под управлением архимандрита Матфея. Во Владычнем монастыре Божественную литургию совершал епископ Тихон в сослужении благочинных и духовенства Московской епархии. На Богослужении пел сводный хор Владычнего и Колоцкого монастырей. Несмотря на то, что в соседнем Высоцком монастыре служил митрополит Ювеналий, во Владычнем монастыре тоже было много паломников, они заняли всю соборную площадь. За литургией молились настоятельницы женских монастырей Московской епархии.
По окончании Богослужения в Высоцком монастыре состоялся крестный ход с иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» во Владычний монастырь. В крестном ходе участвовал митрополит Ювеналий, все архиереи и клирики, сослужившие ему за Божественной литургией, глава города П.В.Жданов и многочисленные паломники, приехавшие в этот день к чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Такой массы людей древний Серпухов давно не видел на своих улицах. Крестный ход впечатлял своим величием, поистине это было торжество Православия.
Крестный ход из Высоцкого монастыря встречали во вратах Владычнего монастыря с хоругвями и иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и преп. Варлаама Серпуховского, чья память совершается в этот день. На соборной площади монастыря состоялся молебен перед двумя чудотворными иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в ознаменование двойного юбилея – 125-летия со дня явления во Владычнем женском монастыре и 10-летия возрождения почитания в Высоцком мужском монастыре. На молебен прибыл Губернатор Московской области Б.В.Громов и вице-губернатор А.Б.Пантелеев.
По окончании молебна, прежде чем возгласили уставные многолетия, митрополит Ювеналий обратился к братьям архипастырям, священникам и паломникам: «Сегодня мы празднуем 125-летие явления чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в этой святой обители. Стоя перед руинами этого древнего монастыря, мне вспоминается Пророчество о костях из книги пророка Иезекииля, которое читается в Великую Субботу. Господь в дивном видении показал древнему пророку, как будет происходить воскресение мертвых. Показав пророку поле полное костей, Господь спросил его: «Сыне человеч, оживут ли кости сии?» И потом, трижды услышав его веру в воскресение мертвых, Господь дал увидеть пророку, как кости оживали и как люди восставали.
Много десятилетий в минувшем трагическом 20 веке мы вспоминали это пророчество, думая о судьбах России, взывали ко Господу: «Оживут ли кости сии?» Но прошло время, и сегодня мы радуемся и торжествуем, потому что народ обретает надежду и веру в Бога. Может быть, нескоро еще вы увидите в полном великолепии этот монастырь и другие храмы, но мы уже видим вас, воскресающих в вере. Мы совершили двухчасовое паломничество из Высоцкого монастыря в эту древнюю обитель. Мы верим, что и она воскреснет и преобразится, потому что люди тянутся к святыне. В чудотворном образе Богоматери «Неупиваемая Чаша» люди находят надежду, они обращаются к Пресвятой Деве, чтобы, получить исцеление предстательством Богоматери. Как получил его страждущий винопитием воин 125 лет назад. И сегодня мы молимся о том, чтобы Пресвятая Богородица покрывала нас от всякого зла, давала исцеление душ и телес наших.»
Затем митрополит Ювеналий обратился к Губернатору: «Борис Всеволодович, Вы помогаете духовному возрождению и нашего народа, и Московской области и придаете этому большое значение. По Вашей скромности Вам трудно будет это слышать, но я хочу откровенно сказать, что я впервые встречаю воина, боевого генерала, у которого такое мягкое, любящее сердце.» После этих слов Владыка преподнес Борису Всеволодовичу копию чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в резном киоте.
В ответном слове Губернатор поздравил присутствующих с праздником и выразил благодарность митрополиту и всей Русской Православной Церкви за то, что они делают для людей, для Отечества, и пообещал, что в свою очередь будет способствовать тому, чтобы строились новые храмы и возрождались порушенные.
Борис Всеволодович поблагодарил матушку игумению за большую работу, которая ведется по возрождению этого святого места, и подарил Владычнему монастырю для православной гимназии музыкальный центр.
По окончании Богослужения митрополит Ювеналий, архиереи, священство и гости прошли в трапезную. Первое, что сказал Владыка, войдя туда: «Не узнаю помещение! Всего пять месяцев назад здесь ничего не было.» Во время трапезы игумения Алексия преподнесла Владыке митрополиту вышитую золотом и шелком икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Примечательно, что через несколько дней митрополит Ювеналий подарил этот образ Предстоятелю Американской Церкви митрополиту Герману. Так что теперь серпуховской иконе будут молиться и в США.
В этот день (впервые) обитель посетили сразу 5 архиереев. Впервые был такой представительный состав гостей. Впервые сестрам предстояло и такое ответственное послушание – приготовить обед на 200 человек и всех обслужить. С Божией помощью трапеза прошла без искушений. Гости покидали монастырь воодушевленные и радостные.

* * *
Подарив монастырю павлина, администрация поместила информацию об этом на городском сайте. После этого в обитель стали приезжать корреспонденты и съемочные группы, чтобы узнать, как поживает заморская птица в Подмосковном монастыре. За два последующих месяца в обители побывали корреспонденты всех местных газет и «МК» рубрики «Московия». Сделать сюжет о монастыре приезжала съемочная группа «Русского дома», о мироточении икон снимала телепередача «Намедни». Также приезжали съемочные группы Серпуховского телевидения. Они интересовались павлином и подземным ходом. Корреспонденту телепередачи «Времечко» так понравилось в монастыре, что она сделала очень большой материал об обители, ее истории, реставрации, о чудесах от иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и о реабилитации в стенах монастыря девушек-наркоманок, ну и, конечно, о павлине. Сюжет получился длиной 30 минут, его показывали три вечера подряд, поделив на 10-минутные серии.

* * *
На летних каникулах в монастырь часто привозили девочек-школьниц. В начале лета из Москвы в обитель приехала мама с 11-летней дочкой Лидой и рекомендательным письмом от батюшки. Мама оставила дочь в монастыре на 2-3 недели. Несмотря на юный возраст девочка оказалась очень активной и самостоятельной. Ей было дано послушание мыть посуду, кормить павлина и сторожить его, когда он гуляет. Через несколько дней рабочие пожаловались, что кто-то вскрыл мешок цемента и налил в него воды, в результате чего цемент был испорчен. Этому не придали особого значения. На следующий день кто-то спустил весь кислород из недавно заправленного баллона. Это очень обеспокоило матушку и рабочих, злоумышленника решили выслеживать, сторожей предупредили, чтобы они были более бдительными. Еще через несколько дней вечером кто-то замесил в бетономешалке известковый раствор и оставил его там. Найдя утром почти застывший раствор в бетономешалке, рабочие очень возмущались, они обещали стереть в порошок того, кто это сделал. Хорошо, что удалось вычистить раствор, и бетономешалка снова стала в рабочем состоянии. После такого вопиющего случая провели расследование и выяснили, что никто кроме девочки Лиды не мог этого сделать. Девочка призналась в содеянном и сказала, что она умеет делать раствор, потому что была с мамой на стройке. Действительно, раствор был замешан из песка, извести и цемента по всем правилам. Хорошо что, делая раствор, девочка залезла в мешок с гашеной известью, а ведь рядом стояла и негашеная. После этого случая Лиду посадили под замок, а гулять выводили под конвоем. Матушка позвонила маме, чтобы она побыстрее забрала свою дочь. Но в это время мама была в командировке, и сестрам предстояло еще две недели жить почти как героям повести О`Генри «Деловые люди» (многим известна экранизация повести под названием «Вождь краснокожих»). За это время Лида сожгла весь запас Иерусалимских свечей инокини Пелагеи, прожгла дырку в занавеске, испачкала пластилином все, что находилось в келье. Лида была очень способная и творческая девочка. Она лепила из пластилина великолепные композиции и рисовала акварелью по ткани. Мокрую от краски ткань она сушила на кровати, поэтому вся кровать испачкалась в краске. Энергия из Лиды била ключом, она даже ходить спокойно не могла, а все время бегала. Хоть сестры и пытались направить эту энергию в мирное русло, но у них ничего не получилось, только после отъезда Лиды они вздохнули спокойно.

* * *
Летом, несмотря на то, что приходилось рассчитываться с долгами, накопленными при подготовке к 18 мая, продолжались реставрационные работы в корпусе Новой трапезной. В первую очередь была сделана новая просфорная, т.к. совмещать в одном помещении выпечку просфор и хлеба становилось все сложнее. Второй неотложной задачей стал ремонт помещения будущей кухни. Не торопиться было нельзя – СЭС требовала срочно расширить пекарню. Разрешение на работу пекарни было выдано временно при условии, что в течение года пекарня будет расширена за счет помещения старой трапезной и кухни. Новая трапезная была готова, и сестры могли туда переезжать, но новую кухню только начали штукатурить. Пришлось сестрам опять, как и в 1999 году путешествовать из кухни в трапезную с кастрюлями. После того как сестры пролили суп на соборной площади, матушка благословила ходить с кастрюлями по дорожке сзади храмов.
Будущая кухня имела сводчатый потолок и была расположена под трапезной. На одном этаже с кухней были размещены продуктовые склады. В трапезную кастрюли с едой должны были подаваться подъемником. Этот подъемник сконструировал и смонтировал бригадир строителей Юрий Васильевич Шумилов. Пол и стены в кухне выложили плиткой. Со стенами рабочим пришлось намучиться, т.к. пята сводов была расположена очень низко, и плитку пришлось класть на начинающийся изгиб свода. Для того чтобы на кухне и в трапезной была горячая вода, установили электрический водонагреватель. Но опять вышла незадача: из-за низкого напряжения (150-180В) вода нагревалась очень слабо. По этой же причине нельзя было установить электрическую плиту, поэтому поставили плиты с газовыми баллонами. Повара справили новоселье в конце сентября, но технические недоделки устранялись еще довольно долго.

* * *
Летом монастырь посетил архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл. Вместе с ним приехали члены братства во имя святителя Алексия. Паломническая поездка именно во Владычний монастырь была совершена потому, что эта обитель была основана святителем Алексием.

* * *
В конце июля перед 100-летием прославления преп. Серафима Саровского через наш монастырь стали проезжать многочисленные паломнические группы с Украины в Дивеево. Каждую ночь сестры размещали на ночлег один или два автобуса. После пожара монастырю пожертвовали много матрасов, и сейчас они очень пригодились. Паломников размещали на матрасах на полу в храме. В этот период сестры точно выяснили, что Вознесенский придел вмещает 45 человек, а Алексеевский храм – 14. некоторое количество людей можно было разместить на кроватях в паломническом домике, но там редко бывали свободные места.
В этот период паломнического ажиотажа из Санкт-Петербурга по предварительной договоренности в монастырь приехала группа из 9 человек, для них было зарезервировано 9 мест в паломническом домике. Немного позднее приехали два автобуса с Украины. Этих паломников стали размещать в храмах, но там все не поместились. Кто-то из сестер придумал, что людей можно разместить в старой трапезной. Сотрудники пекарни еще не приступали к ее реконструкции, пока там стояли мешки с мукой. Мука для паломников – не помеха. Мешки сдвинули в один угол и накрыли пленкой. Только сестры всех разместили и хотели облегченно вздохнуть, как приехали еще два автобуса из Молдавии. Они уже были в Высоцком монастыре, но там пообещали расположить только 30 человек, т.к. больше не было мест, а в ночлеге нуждались 100 человек. Сестры ломали голову как им помочь, свободна была только новая трапезная, но туда пускать паломников было жалко, ведь все там было новым и чистым. Но сердце подсказывало, что надо поступить по любви и принять людей на ночлег. Столы в трапезной сдвинули к стенам, чтобы их случайно не испачкали, а на полу расстелили матрасы. В общем, в этот день был поставлен рекорд, который пока не удалось побить – сестры разместили на ночлег 209 человек!

* * *
Благодаря обращению митрополита Ювеналия к депутату Государственной Думы Валерию Владимировичу Гальченко и помощи последнего, 11 монастырей Московской епархии были включены в Федеральную Адресную Инвестиционную Программу. По этой программе были выделены средства на строительно-восстановительные работы и на Владычний монастырь. Впервые за 9 лет, прошедших с момента возрождения монашеской жизни в обители, монастырь получил помощь от государства на восстановление как памятника федерального значения!

23 сентября. Умер отец Павел Жилин.
На 58 году жизни после непродолжительной болезни отошел в мир иной отец Павел Жилин. Батюшка был очень энергичным и удивительно любвеобильным человеком. На Серпуховской земле прошли детство и юность будущего отца Павла. Под окормлением старца-исповедника протоиерея Иоанна Калина он духовно воспитался и возрос. Отец Павел положил немало трудов на благо Матери-Церкви, пять лет работая на восстановлении Свято-Данилова монастыря, а последние 12 лет ревностно служа в священном сане. Отец Павел заочно закончил Московскую Духовную Семинарию, а затем Минскую Духовную Академию, расположенную в стенах Жировицкого монастыря. До самой смерти батюшка духовно окормлялся у насельника этой обители схиархимандрита Митрофана. Удивительное совпадение – этот старец после войны проживал в Серпухове на территории бывшего Владычнего монастыря. Отец Павел мечтал ненадолго привезти отца Митрофана во Владычний монастырь, но слабость здоровья старца помешала осуществить эти планы. Отец Митрофан всегда спрашивал у отца Павла, когда тот приезжал к нему о Владычнем монастыре, просил привозить фотографии по мере изменения внешнего облика монастыря. Благодаря отцу Павлу игумения Алексия заочно познакомилась с отцом Митрофаном и получила возможность советоваться с ним по телефону. Келейник отца Митрофана Георгий вместе с отцом Павлом посещал Владычний монастырь, а после смерти батюшки приезжал уже один.
Отец Павел на опыте знал, как тяжело дается восстановление порушенных святынь, как нужны обители верные сестры. Поэтому батюшка старался прислать в монастырь склонных к монашеству женщин и хотя бы немного помочь обители материально.
Игумения Алексия. Помню, как в одно из посещений монастыря отец Павел делился своими «строительными» заботами: сколько надо закупить кирпича, арматуры, а денег на все не хватает. Батюшка был расстроен, что стройка движется медленно, второй этаж храма не закончен, от этого протекает нижний храм. В общем, проблем было много. И вот, уезжая, батюшка незаметно сует мне в руку 200 долларов и говорит: «Это на восстановление обители.»

10 октября. Поездка в Бородино на празднование преп. Рахили.
После того как игумения Рахиль и сестры Колоцкого монастыря помогли нашему монастырю петь на праздновании иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», игумения Алексия хотела вместе с сестрами Владычней обители сделать ответный визит в день Колоцкой иконы Божией Матери. Но обстоятельства сложились так, что в этот день было епархиальное мероприятие, и без матушки Алексии сестры, конечно, не поехали. Тогда решили поехать на день ангела игумении Рахили с посещением Богослужения в Спасо-Бородинском монастыре.
Божественную литургию в этот день совершал епископ Тихон. На Богослужении пел хор Колоцкого монастыря, по окончании литургии был крестный ход к часовне преп. Рахили. Эта поездка была большим утешением для сестер, т.к. все они очень почитают преп. Рахиль. Эта святая подвизалась и во Владычнем монастыре и была там пострижена в иночество. В Бородинский монастырь она перешла за казначеей Владычнего монастыря схимонахиней Алексией, которая была назначено в Спасо-Бородинский монастырь настоятельницей. В этот день отмечала день ангела наша монахиня Рахиль.

* * *
В октябре Владычний монастырь участвовал в православной выставке в Воронеже. Когда матушка Алексия заполняла заявку на участие, она обратила внимание, что выставка посвящена юбилею свт. Митрофания Воронежского. Тогда матушка решила написать прошение на получение мощей этого святого. Послушницы Владычнего монастыря, участвовавшие в выставке, завезли прошение в Воронежское епархиальное управление. Кто-то сказал сестрам, что, скорее всего, вам откажут. Оставалось ждать официального ответа. Ко всеобщей радости резолюция на прошении была положительная. Когда отец Алексий Филатов поехал за мощами в Воронеж, то матушка решила попросить и частицу мощей святителя Тихона Задонского. По дороге в Воронеж батюшка завез прошение в Задонский монастырь. Интересная деталь – всю дорогу отец Алексий вслух читал водителю историю Русской Церкви. И на это прошение резолюция была положительная. За мощами этого святого ездил отец Игорь Хромов.

4 декабря. Престольный праздник Введение Богородицы во храм. В этот день совершены освящение креста для надвратного храма, рясофорный постриг послушницы, монашеский постриг трех инокинь.
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Божественную литургию в этот день совершал архиепископ Можайский Григорий в сослужении игумена Кирилла, настоятеля Высоцкого монастыря, протоиерея Владимира Андреева, благочинного Серпуховского округа и клириков монастыря. Из Серпуховского историко-художественного музея на Богослужение была доставлена чудотворная икона «Введение Богородицы во Святая Святых». Во время малого входа была пострижена в рясофор послушница Людмила, мама игумении Алексии.
Игумения Алексия. Перед началом Богослужения я попросила Владыку Григория, чтобы схимонахиня Елисавета была восприемницей при постриге мамы, а не я, ведь все-таки я ее дочь. Владыка сказал, что здесь нечем смущаться. По окончании чина рясофорного пострига он прочитал молитву на вручение новоначальной моему духовному попечению. Получилось, что мама молится за меня как за дочь по плоти, и как за мать, восприявшую ее при постриге. А я молюсь за инокиню Людмилу как за мать по плоти и как за дочь по духу.
По окончании литургии и молебна перед чудотворной иконой «Введение Богородицы во Святая Святых» Владыка совершил чин освящения креста для надвратного храма. Затем архиепископ Григорий произнес проповедь. Сестрам особенно запомнились слова Владыки, сказанные об их храме: «Мы очень счастливы, что в этой святой обители есть уже возможность молиться в этом теплом, очень благодатном и намоленном храме. Здесь все еще ощущается аромат веков, и мы все, пребывая сегодня за молитвой, это горячо и сердечно прочувствовали.»
По завершении Богослужения архиепископ Григорий посетил православную гимназию. Учащиеся показали Владыке, гостям и родителям утренник, посвященный празднику Введения Богородицы во храм. По традиции в завершение утренника Владыка вручил ученикам правила поведения гимназистов и обратился со словом к учащимся, их родителям и учителям: «В этой гимназии дети находят самое заветное и дорогое для них – тепло человеческого сердца, человеческого внимания. Я думаю, что они, когда вырастут, станут настоящими православными христианами. Кто-то из гимназистов станет, может быть, священнослужителем, кто-то, может быть, монахом, но в любом случае – все они на всю свою жизнь запомнят свое счастливое детство, проведенное рядом со святой обителью.»
Затем архиепископ Григорий и протоиерей Владимир поехали осмотреть собор Николы Белого, а матушка Алексия вернулась в монастырь, чтобы проверить, все ли готово к монашескому постригу. Все было в порядке, сестры были в храме «в боевой готовности». Оставалось дождаться возвращения Владыки Григория из собора в монастырь. Прошло уже 20 минут, на улице было темно, Владыки все не было. Матушка начала беспокоиться.
Игумения Алексия. Я позвонила епископу Тихону и спросила, не знает ли он сотового телефона архиепископа Григория, объяснив, зачем мне это нужно. Владыка Тихон отшутился, сказав, что если Владыка Григорий не приедет, он сам пострижет сестер. Но мне было не до шуток. Я стала звонить благочинному. Он сказал, что Владыка уже давно выехал и должен был уже доехать до монастыря. Отец Владимир пообещал послать водителя поискать машину Владыки. Хотя Владычний монастырь, православная гимназия и собор Николы Белого расположены недалеко друг от друга, но водитель архиепископа Григория заблудился. Из-за темноты он пропустил левый поворот и уехал в другую сторону. Водитель благочинного встретил машину Владыки, когда она уже ехала обратно в сторону собора.
Перед постригом архиепископ Григорий переговорил с каждой постригаемой инокиней индивидуально, спросил их, какие имена они хотели бы носить в постриге. Инокиня Елена (старшая) стала монахиней Ксенией, инокиня Елена (младшая) – монахиней Екатериной, инокиня Пелагея – монахиней Серафимой. После совершения пострига Владыка обратил внимание новопостриженных сестер на их связь с небесными покровителями: «Дай Бог, чтобы ваши новые небесные молитвенники стали бы для вас родными, близкими, чтобы вы никогда не забывали их, просили бы у них помощи и поддержки и следовали бы тем путем, которым они прошли по этой жизни, не запятнав чести своей, а показав великий путь смирения перед волей Божией, перед промыслом Божиим, за что и были увенчаны нетленными небесными венцами. Ради этого мы все живем, ради этого мы стараемся исправить жизнь свою, ради этого мы молимся и предстоим в храмах Богу нашему и Пресвятой Его Матери.
Сложный и тернистый путь выбирают люди, когда они отрицаются от всего мира, от всех прелестей его и обращаются к единому истинному Богу. Они хотят возлюбить Его всем сердцем, всею душою своею, всем помышлением и разумением своим и таким образом стяжать в себе единую любовь, самую светлую, самую чистую, самую негаснущую – это любовь Божию, которую все мы чаем, потому что с Господом хотим жить, и с Господом хотим умереть.»
Монахиня Георгия. Этому постригу предшествовало еще одно искушение. Всё облачение кроме мантий обычно шьется в нашей монастырской швейной мастерской, а мантии обычно заказываем в Лавре. Однажды на глаза попалось объявление, что швейная мастерская Марфо-Мариинской обители принимает заказы на пошив монашеского облачения. Решили заказать постригальные мантии там, ведь в Москву ездить ближе, чем в Лавру. Заказ был сделан в самом начале ноября. В конце ноября матушка, как будто почувствовав, что будет искушение, созвонилась с мастерской, чтобы уточнить, успевают ли они к сроку. Нас обнадежили, что всё уже почти дошито. 1 декабря монахиня Агния ездила в Москву по делам и забрала готовые мантии. Когда уже в монастыре их развернули, оказалось, что они … короткие, т.е. не постригальные, а повседневные. На следующий день, 2 декабря я поехала в Троице-Сергиеву Лавру. Там в магазине было всего три мантии, и размеры были как раз такие, как нам нужно!

14 декабря. Пришла в монастырь Мария Салова (ныне послушница).
Мария была правнучкой священника, который пострадал за веру в годы богоборчества. В юности она не знала, какой путь избрать: монашество или супружескую жизнь. Потом она все-таки вступила в брак, и ее супруг был рукоположен во диакона. Ему пришлось служить сначала в Архангельской епархии, а затем в Москве. После трагической смерти своего супруга, протодиакона Димитрия, Мария поступила в монастырь.