142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40

+7 (4967) 72-46-25 inokini@yandex.ru

Взаимоотношение монахов с миром в свете монашеских обетов

   С момента возникновения монашества его целью было «наиболее полное единение с Господом путем оставления всего для исполнения заповедей о всецелой любви к Богу и ближнему». [1]

   В Положении о монастырях и монашествующих сказано: «Монашество — это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя на служение Богу. По слову святых отцов, «монах есть тот, кто на единого взирает Бога, Бога единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается»[1]. Монах (monacόV (греч.) — один, уединенный) — тот, кто избирает жизнь уединенную, отрекается от всех мирских отношений, пребывая в непрестанном внутреннем общении с Богом. Вместе с тем посредством молитвы монах хранит единство со всеми во Христе. «Монах тот, кто, от всех отделясь, со всеми состоит в единении». [2]

    Как правило монашество ассоциируется именно с удалением от мира. Желание соединиться со Христом побуждает монахов полностью отречься от мира, не из презрения к нему, но ради удаления от соблазнов, греховных страстей и ради того, чтобы «устранить от себя все препятствия к любви Божией»[2]. [3]

    Древние подвижники веры покидали мир не из страха не спастись, а из-за непривлекательности мира. Они шли в пустыни не как в темную и сырую могилу, а как в цветущую и радостную страну духа. Диадох Фотикийский (V в.) так сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты». [4]

   Имея единую цель, монашество может иметь разные формы, влияющие на организацию монашеской жизни.

   К 4 веку сложились основные виды монашеской жизни – общежитие, скитское жительство и отшельничество.

    Общежитие (киновия), основателем которого был преподобный Пахомий Великий, традиционно является наиболее распространенной формой монашеского жительства… [5]  Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий. На Руси ярким примером организации подобного скитского жития был скит преподобного Нила Сорского…[6] Отшельничество есть монашеский подвиг, предполагающий сугубое уединение ради упражнения в молитве и богомыслии. Основателями этого образа жизни являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Истоком русского пустынножительства стала отшельническая жизнь преподобного Антония Печерского. [7]

   Совершенно очевидно, что монахи из монастырей, относящихся к разным видам, обязаны одинаково выполнять монашеские обеты, но будут иметь разную степень общения с миром.

   Разный взгляд на хозяйственную деятельность монастырей и вытекающие отсюда разную степень общения с миром мы встречаем в истории русского монашества на примере монастыря преп. Иосифа Волоцкого и скита преп. Нила Сорского.

   Было бы странно задавать вопрос – кто лучше выполнял монашеские обеты – преп. Иосиф или преп. Нил?

   Утопической выглядит идея ограничить хозяйственную деятельность, чтобы оградить себя от контактов с миром. Даже древние подвижники первых веков монашества были вынуждены ходить в города, чтобы продавать сплетенные ими корзины или циновки. Святых, которые почти не видели за время своего подвига людей, единицы. Монахи хоть и приняли на себя ангельский образ, но по плоти остались людьми, требующими пищи. А в нашем суровом климате еще и тепла.

   В наше время многие обители еще продолжают процесс восстановления монастырских архитектурных ансамблей. Те обители, что уже восстановлены, в большинстве реализуют социальные проекты.

    Перед современным поколением монашества стоит трудная задача –  восстановить и стены, и дух обителей, вести и хозяйственную деятельность, и в полной мере жить духовной жизнью. Ярким примером того, что это возможно совместить является святой преп. Силуан Афонский, который был эконом огромного монастыря, имел в подчинении двести работников, но при этом имел непрестанную молитву.

     Уходя из мира, монах при этом удивительным образом становится апостолом для мира. Архимандрит Эмилиан (Вафидис) говорил …, что у монаха должно быть апостольское сознание, то есть понимание того, что он посланник Божий, орудие Божией воли. Старец Эмилиан говорил: «Мы, монахи, чужды этому миру. Когда все наши действия подчинены воле Божией, тогда в нас начинает действовать Бог и все наши дела обретают божественную глубину, высоту, жизненную силу и свободу» – вся наша жизнь тогда являет Бога. [8]

    Несмотря на уход из мира большинству монахов приходится сталкиваться с миром, мирскими людьми, мирской информацией и т.п. Даже если монах не покидает обитель, мир сам приходит к нему в виде трудников, сотрудников, потока паломников, через экран монитора. Осознанное выполнение монашеских обетов является тем иммунитетом от пристрастия к мирскому, который способен защитить монаха.

  Первым обетом при монашеском постриге является обет девства. Призывая Своих учеников к совершенству, отречению от всевозможных благ мира, Господь Иисус Христос указал, главным образом, на путь девства: «…суть скопцы, иже исказиша сами себе Царствия ради небеснаго: могий вместити да вместит.» (Мф. 19:10-12).

   Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Чистота целомудрия, укрепив праотцев наших, сделала их непоколебимыми столпами вселенной, с одной стороны, возносящими молитвы на небо, с другой — на земле врачующими души людей. Блаженный Моисей, укрепив себя целомудрием, сделался столпом спасения для евреев в Египте и первенцев египетских погубил, а светоносных сынов еврейских сделал блаженными. …Иисус Навин, имея целомудрие своим неразлучным спутником, повелевал и небесным светилам: он ведь остановил течение солнца, удержал луну на месте и растянул длину дня». [9]

   …Целомудрие состоит не в том только, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы свободным быть и от прочих страстей (преп. Ефрем Сирин). [10]

   Хранение девства – подвиг, требующий со стороны монаха особого внимания.

   Именно при выполнении этого обета больше всего проистекает искушений от общения с миром. Девство, целомудрие – это не только хранение чистоты тела, но и целостности ума, что и следует из слова цело-мудрие. Сложнее всего сохранить именно целостность ума, имея перед глазами безконечный калейдоскоп информации и визуальных впечатлений. Кто пробовал внимательно молиться, знает, как всплывают перед глазами картины виденного и 5, и 10, и даже 20 лет назад. Если 20-30 лет назад главным врагом обета целомудрия казался противоположный пол, то теперь этот враг у большинства лежит в кармане. «… Общение с миром возможно и в мыслях, и в сердце, и по телефону, и через переписку – однако все это чуждо истинному монаху», – говорил … архимандрит Эмилиан (Вафидис) [11].

   Поэтому очень важно оградить новоначальных от лишней мирской информации, чтобы их ум начал очищаться. Это и отсутствие мобильного телефона, и нежелательность работы за компьютером, в иконной лавке и, вообще, в тесном общении с мирянами. Маленькому монастырю сложнее выполнить это пожелание из-за нехватки насельников. Но, с другой стороны, как правило в маленьком монастыре меньше поток посетителей-мирян.

    Конечно, добродетель гостеприимства всегда была присуща православному монашеству. Во все времена монахи с радостью и готовностью принимали в своих монастырях мирян, исполняя, таким образом, заповедь о любви к ближнему. При этом, однако, они старались не изменять основным принципам монашества, не забывать, что они отреклись от мира. Обычно посетителей принимали в особо отведенном для этого месте, разрешали им посещать монастырские богослужения, а в некоторых случаях и трапезу. Монастыри могли помогать нищим паломникам, подавая им милостыню. Кроме того, само пребывание в обители и беседы с назначенными для этого братьями приносили посетителям духовную пользу. [12]

    Желательно, для общения с паломниками, рабочими ставить немолодых сестер, утвердившихся в монашеской жизни, чтобы случайно брошенная кем-то фраза не стала причиной духовного падения.

     Тоже касается и работы с интернетом – желательно ставить утвердившихся в монашеском пути. Чтобы на экране монитора не было непристойной рекламы и ничего подобного, у нас в монастыре на компьютерах установлен программный комплекс для блокировки всплывающих окон и нежелательных сайтов. Но и без рекламы во всемирной паутине хватает соблазнов.

    Хорошо иметь в монастыре подобие архондарика для общения насельников с родными, для приема прочих гостей и посетителей. Для кого-то это покажется формальностью, но это очень важная деталь для сохранения монашеского духа в обители.

     Второй монашеский обет — послушание, отречение от своей воли, которое основывается на призыве Спасителя: «Тогда Иисус рече учеником своим: аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет.» (Мф. 16:24)

     Важная добродетель — нестяжательность, важнее ее — целомудрие, а еще важнее этих обеих — послушание. Ибо первая властвует над вещами, второе над плотью, а третье над духом. (еп. Петр (Екатериновский)) [13]

    Монашеское произвольное послушание состоит в совершенной и свободной покорности настоятелям и старцам духовным во всем с полною доверенностию к ним. «Монах, во всех делах своих в келлии и в рассуждении всякой капли воды, которую хочет пить, говорит св. Антоний, должен руководствоваться советами старших»93  (Преп. Антоний) [14]

    О важности и пользе послушания святые отцы писали много прекрасного. Святой Григорий Великий говорит, что одна добродетель послушания насаждает в душе прочие добродетели и насажденные охраняет. Поэтому оно справедливо предпочитается жертвам (см. 1Цар. 15, 22), потому что в жертвах закалается чужая плоть, а посредством послушания — собственная воля. [15]

    Как же выполнить этот обет, если монах за послушание находится в миру вдалеке от своего духовного наставника?

    Здесь уместно вспомнить цель обета послушания. К чему ведет монашеское послушание? Оно споспешествует к достижению высшего нравственного совершенства; облегчает разумение воли Божией, сообразно с нею инок должен поступать во всякое время и на всяком месте; предваряет ошибки, по коим бы он мог избрать для себя что-либо вредное; словом, освобождает его от опасностей собственного произвола и вручает управлениио Божию. [16]

     Именно в наше время у монахов есть возможность не быть самочинным в миру. Именно в этом может помочь и послужить на благо враг-телефон. У нас в обители сестры не имеют мобильных телефонов, они есть только у нескольких старших по должности, а вот выезжающим в мир (на закупки, на выставки, в больницы) выдаются телефоны, чтобы сестры могли оперативно решить возникающие вопросы, недоумения и смущения.

     Когда игумен поручает монаху послушание в миру, он должен тщательно выбирать способных не соблазниться картинами мира. Потому что если человек не имеет монашеского стержня, не имеет доверия к духовному руководителю, никакой телефон не поможет. Важно воспитывать в братстве, сестричестве постоянное предстояние перед Господом, тогда и находясь в миру, монах будет как в монастыре. Важно регулярно напоминать на занятиях о цели монашеской жизни, возгревать ревность о спасении.

     В качестве примера сохранения духа отречения от мира в миру приведу пример из доклада епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина. Это случай из жизни одного пустынника, жившего в 50–70-х годах ХХ столетия на Кавказе. Однажды, по необходимости, направляясь в город за продуктами, он вынужден был остановить попутную грузовую машину и попросить его подвезти. Водитель откликнулся на просьбу, а вскоре еще раз остановился, чтобы взять другого попутчика, женщину. Так и ехали они втроем: водитель с женщиной оживленно беседовали и переглядывались, а монах тихо сидел между ними, погрузившись в молитву и совершенно не реагируя на соседей. Прошло время, машина остановилась, и только тогда монах стал слышать и видеть, что происходит вокруг, услышал и прозвучавший несколько раз вопрос, обращенный к нему: «Вы выходите?»

    Далеко не каждому из монахов, а точнее совсем немногим доступна такая сосредоточенная молитва с полным отрешением от внешнего мира. [17]

    И третий монашеский обет – нестяжание.

    Основанием для обета нищеты и нестяжательности служит пример Иисуса Христа: «…глагола ему Иисус: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же Человеческий не имать где главы подклонити». (Мф. 8:20),             и совет Его, предложенный спрашивавшему Его, что сверх соблюдения заповедей Божиих нужно ему делать для высшего совершенства, как удобнее достигнуть жизни вечной? «… Рече ему Иисус: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищым: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед мене.» (Мф. 19:21). Такой совет дан потому, что богатство представляет большое препятствие к достижению Царства Небесного. [18]

    Нестяжание – противовес страсти сребролюбия, стоящей, по святым отцам, на первом месте из душевных страстей. Вся святоотеческая традиция подчеркивает безусловный характер этого обета.

   В наше время соблазн сребролюбия приходит, в основном, через мирян. Это могут быть и сердобольные бабушки-прихожанки, которые захотят подкормить худенькую послушницу – «разве грех дать пирожок или 20 рублей на пирожок?» Это могут быть и родные, которые стараются, чтобы их дочь или сын жили в монастыре «хорошо» – «у любимого чада и подрясник должен быть лучше, чем у всех, и курточка должна быть новая, да и деньги на карманные расходы должны быть». Частично решить проблему таких «благодеяний» можно, если монастырь будет полностью обеспечивать потребности насельников и у них не будет необходимости обращаться к родным и прихожанам за помощью. Почему я сказала «частично». Потому что этот совет поможет только сознательному монаху, желающему непрогрешительно соблюдать обет нестяжания.

    Еще одной проблемой является получение наследства или наличие квартиры у одиноких насельников. Монахи, имеющие родных, могут им поручить занятие наследством или пустующей квартирой.  А вот одинокому монаху придется «разгребать» эти проблемы в одиночку. Хорошо, если квартира находится в том же городе что и монастырь, или хотя бы поблизости. У нас в обители практикуется сдача таких квартир монастырским работникам или прихожанам. Мне кажется, что ситуация с наследством требует урегулирования.

     Завершить доклад хочется словами архимандрита Эмилиана (Вафидиса): «Лучшее приношение монахов людям, – это отречение от мира, выражающееся в молчаливой молитве и сердечном устремлении к Богу.» [19]

 

Источники:

  1. Положение о монастырях о монашестве, раздел 2.1;
  2. Положение о монастырях о монашестве, раздел 2.1;
  3. Положение о монастырях о монашестве, раздел 2.2;
  4. https://azbyka.ru/monashestvo;
  5. Положение о монастырях о монашестве, раздел 4.1.1;
  6. Положение о монастырях о монашестве, раздел 4.1.2;
  7. Положение о монастырях о монашестве, раздел 4.1.3;
  8. Доклад архимандрита Елисея, игумена монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон) на Собрании игуменов и игумений Екатеринбургской митрополии в рамках регионального этапа XXV Рождественских образовательных чтений (Екатеринбург, 16 декабря 2016 года) «Православное монашество и вызовы современного мира», https://monasterium.ru/publikatsii/doklady-2/25-rch-reg/pravoslavnoe-monashestvo-i-vyzovy-sovremennogo-mira;
  9. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1906. Том 12, Книга 2, О тех, которые во время поста соблюдают воздержание, и об образе жизни различных пророков, с. 894-897;
  10. Симфония на творения преп. Ефрема Сирина, https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/simfonija-po-tvorenijam-prepodobnogo-efrema-sirina/315
  11. Доклад архимандрита Елисея, игумена монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон) на Собрании игуменов и игумений Екатеринбургской митрополии в рамках регионального этапа XXV Рождественских образовательных чтений (Екатеринбург, 16 декабря 2016 года) «Православное монашество и вызовы современного мира» https://monasterium.ru/publikatsii/doklady-2/25-rch-reg/pravoslavnoe-monashestvo-i-vyzovy-sovremennogo-mira/
  12. Доклад архимандрита Елисея, игумена монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон) на Собрании игуменов и игумений Екатеринбургской митрополии в рамках регионального этапа XXV Рождественских образовательных чтений (Екатеринбург, 16 декабря 2016 года) «Православное монашество и вызовы современного мира» https://monasterium.ru/publikatsii/doklady-2/25-rch-reg/pravoslavnoe-monashestvo-i-vyzovy-sovremennogo-mira/
  13. Епископ Петр (Екатериновский). Указание пути к спасению. Опыт аскетики, гл. 4. https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterinovskij/ukazanie-puti-k-spaseniyu-opyt-asketiki/6;
  14. Архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанцев). О трех обетах монашества, гл.3. https://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Sergievskij-Kazancev/o-treh-obetah-monashestva/3.;
  15. Епископ Петр (Екатериновский). Указание пути к спасению. Опыт аскетики, гл. 4 https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterinovskij/ukazanie-puti-k-spaseniyu-opyt-asketiki/6;
  16. Архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанцев). О трех обетах монашества, гл.3. https://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Sergievskij-Kazancev/o-treh-obetah-monashestva/3;
  17. Доклад епископа Борисовского и Марьиногорского Вениаминана круглом столе «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях» (Санкт-Петербург, 8–9 августа 2017 г.)  https://borisoveparhia.by/sluzhenie-episkopa-borisovskogo-i-marinogorskogo/doklad-episkopa-borisovskogo-i-mari-2.html
  18. Епископ Петр (Екатериновский). Указание пути к спасению. Опыт аскетики, гл. 3 https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterinovskij/ukazanie-puti-k-spaseniyu-opyt-asketiki/6;
  19. Доклад архимандрита Елисея, игумена монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон) на Собрании игуменов и игумений Екатеринбургской митрополии в рамках регионального этапа XXV Рождественских образовательных чтений (Екатеринбург, 16 декабря 2016 года) «Православное монашество и вызовы современного мира» https://monasterium.ru/publikatsii/doklady-2/25-rch-reg/pravoslavnoe-monashestvo-i-vyzovy-sovremennogo-mira/.

 

 

 

 

 

[1] Феодор Студит, прп. Подвижнические монахам наставления. Слово 258 // Добротолюбие:
в 5 т. Репр. воспр. изд. 1889. М.: Паломник, 1998. Т. 4. С. 502.

[2] Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседование 1 // Писания. Репр. воспр. изд. 1892 г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 169.