142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40

+7 (4967) 72-46-25 inokini@yandex.ru

Окормление Серпуховского Владычнего монастыря святителем Московским Филаретом.

Окормление Серпуховского Владычнего монастыря святителем Московским Филаретом.

   Сначала хочу кратко рассказать об истории основания и жизни Владычнего монастыря.

    Монастырь основан в 1360 году святителем Московским Алексием по чудесному повелению Богородицы, бывшему от иконы. «Алексий, подобает тебе монастырь поставити имени моему; купно же и себе в память в пределах града Серпухова; тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим». [1]       Строителем и первым настоятелем монастыря был преп. Варлаам Серпуховской, ранее бывший келейником святителя Алексия. Колокольным звоном ему было указано место основания обители.

    Монастырь жил размеренной монашеской жизнью, никогда не становясь богатым, но и не пребывая в нищете вплоть до начала 18 века. Братии все это время по древнему установлению было 30 человек. В 1724 году, как малочисленный, монастырь становится приписным то к Высоцкому, то к Заиконноспасскому монастырям. В 1764 монастырь поступает в управление Коломенской епархии, по штату остается 6 человек братии. К концу 18 века монастырь приходит в совершенный упадок и его ждало упразднение.

    В 1806 году «митрополит Платон, видя необходимость иметь в Серпуховском уезде девичий монастырь, испросил у Императора Александра I дозволение преобразовать оный из мужского в девичий: «Cиe мы с Богом предприяли, — писал тогда приснопоминаемый Архипастырь, — дабы доставить пристанище хотящим благочестно пожити женскаго пола христианкам; мы надеемся, что… собравшихся монахинь жительством прославится Бог……, что при сей перемене лучшее в том монастыре последует благоустройство». [1]

    Монастырь был отнесен к 3-ему классу. По штату полагалось 15 человек – игумения, казначея и 13 сестер Первой настоятельницей стала игумения Дионосия 73 лет, из казначей Новодевичьего монастыря. С ней приехали 3 монахини (двое 62 и одна 63 лет) и 6 указных послушниц (средний возраст 40 лет) из того же монастыря.

   В 1817 году в монастыре было уже 36 сестер – игумения, 10 монахинь и 15 указных послушниц. С 1815 года настоятельницей была игумения Рахиль, приехавшая во Владычний монастырь с первыми сестрами. В списке сестер была монахиня Маргарита, исполнявшая необычное послушание – правительница монастыря. Судя по всему, иг. Рахиль по возрасту (73 года) или состоянию здоровья не могла исполнять свои обязанности. Действительно, уже в следующем документе говорится, что 10 марта 1817 года монахиня Маргарита возведена в сан игумении. В этой должности она пробыла до 1827 года.

   С 1827 по 1829 год настоятельницей монастыря была игумения Надежда.

   С 1829 по 1830 год настоятельницей монастыря была игумения Палладия, фамилии Шуйских. Из казначеи Московского Зачатейского монастыря.

   И вот в 1830 году настоятельницей монастыря стала игумения Назарета, из дворян Юматовых. Из казначеи Московского Алексеевского монастыря. Именно ее старанием по благословению святителя Филарета устроено в обители общежитие. В 1830 году ей было 60 лет, жила в монастыре с 37 лет, в монашество пострижена в 54 года. [3]

    Надо сказать, что к «1821 году, года святитель Филарет стал московским архиепископом, ни один из десяти женских монастырей епархии не был общежительным. О трудностях, с которыми столкнулся владыка Филарет, можно судить хотя бы по тому, что ко времени его кончины в 1867 году из десяти штатных женских монастырей Московской епархии, которые уже существовали в 1821 году, только один, Серпуховский Владычный, находящийся за пределами Москвы, стал общежительным.» [2]

   Стремление митрополита Филарета реорганизовать жизнь существующих монастырей на основе общежительного устава встречало повсеместную неприязнь к общежительному правилу в штатных монастырях. Однако, принципиально оставаясь сторонником общежития, святитель Филарет не решался вводить его насильно.

   Как же действовал при этом митрополит Филарет? «При возможности назначал настоятельницами монахинь, разделяющих его цели, и вполне полагался на их инициативу и желание трудиться в данном направлении».  [2]

   При этом он неизменно оказывал им поддержку при сопротивлении со стороны насельниц монастыря, недовольных нововведениями.

   Так в ответ на жалобы монахинь Владычнего монастыря – противниц общежития в Духовную Консисторию, 4 июня 1830 года святитель Филарет издал резолюцию в поддержку общежительного устройства.

   Я хочу дословно привести текст митрополита Филарета:

№4334   1830 год  С.42-44.

   Резолюция от 4 июня на докладе игумении серпуховскаго Владычняго монастыря Назареты о том, что об учреждении в монастыре монашескаго общежитія монашествующим и послушницам объявлено, и некоторые из них изъявили согласіе, но прочія, означенныя в приложенном реестре, от онаго отказались: «Отказ некоторых монахинь и послушниц от общежитія есть неправильный и противозаконный, а потому не только не заслуживающий уваженія, но и достойный наказанія по следующим причинам. 1) Духовнаго Регламента статьи о монахах пунктом 27 повелено в монастырях быти общему житію. 2) Сей монастырь, при обращеніи из мужскаго в женскій, особенно назначен для общежитія, и потому нерасположенные к общежитію не должны были и вступать в оный. 3) Как при постриженін все дали обет  послушанія и нестяжанія: то по сему обету обязаны повиноваться, когда начальство старается привести общежитіе к большему совершенству. 4) Предлог некоторых, чтобы иметь собственные келліи, не уважителен, ибо и в общежитіи могутъ оставаться в тех же келліяхъ; а притом, по закону и принятому в здешней епархіи правилу, при определеніи в монастырь все обязаны келлій собственными не почитать. 5) Как в монастыре сем по делам замечены пред сим несогласія, недостаток подчиненности, неустройства, … то начальство находит особенно нужным употребить действительные меры к восстановленію в сем монастыре устройства посредством усовершеннаго порядка общежительнаго. По всем сим причинам учинить следующее:

1) Монахиню Аполлинарію, которая в особой подписке первая высказалась против общежитія, вывести в коломенскій монастырь и отдать под надзор.

2) Монахинь Нектарію и Ардаліону, если не покорятся вводимым правилам общежитія, перевесть в Алексеевскіи монастырь; a если не найдется удобнаго помещенія, то в Хотьков.

3) Послушницам, отрекающимся от общежитія, дать три месяца на пріисканіе себе других мест, и на передачу построенных или купленных ими келлий другим, кои согласятся жить на правилах общежитія, а которые к концу сего срока не выйдут из монастыря, о тех пред концом срока игуменія должна отрапортовать мне, для распоряженія.

4) Как известно, что в сем монастыре есть послушницы из дворян, лет преклонных, каковым трудно было бы войти во все обязанности общежитія, по непривычке к трудам и суровой пищи в прежнія лета: то сим дозволить оставаться на своей пище по прежнему; и сестрамъ общежитія за сію разность их не осуждать и в пример себе их не ставить: но впредь в монастырь сей никого не принимать иначе, как с обязательством покоряться всем правилам общежитія без исключенія, и без различія благородных от простых, с равным для рабынь и свободных послушаніем ради Господа и спасенія душ.

5) Рясофорную монахиню Аполлинарію вывесть в Страстной монастырь».

   Резолюция по прошествии трех месяцев, данных послушницам на вразумление.

№3473   1830 год  С.65

   Резолюція от того же 14 сентября на рапорте игуменіи серпуховскаго Владычняго монастыря Назареты о том, что послушницы сего монастыря Авдотья Яковлева, Ульяна Герасимова, Наталья Иванова, Прасковья Филиппова и Марья Михайлова не согласились быть на правилах общежития и мест себе в теченіе даннаго им трехмесячнаго срока не пріискали: Консистории учинить следующее.

1) Авдотью Яковлеву перевести в коломенскій монастырь

2) Ульяну Герасимову, Наталью Иванову и Прасковью Филиппову, которые приняты в монастырь без позволенія епархіальнаго начальства, и живут без указов, и монастырскому общежительному порядку подчиниться не хотят, выслать из монастыря. 3) Впрочем, в уваженіе того, что Прасковья Филиппова сделала в монастырь вклад, если  она пожелает жить в монастыре, и подчиняться правилам хотя несовершеннаго общежитія, по обычаю многих штатных монастырей, то дать ей помещеніе въ Алексеевском монастыре, к чему удобность окрывается переведеніем Алевтины в серпуховскій. 4) Марію Михайлову, как не подчиняющуюся правилам монастыря, в котором она находится, и не довольно одобряемую в поведеніи, исключить из числа сестер Владычняго монастыря, и дать ей еще месяц для пріисканія места в другом монастыре, где примет настоятельница; а есть ли в сей, вторично данный срок не пріищет, то и из духовнаго ведомства исключить и о том гражданское ведомство уведомить.

№ 3536. С.103

   Резолюція от 28 декабря на консисторской справке о послушниц серпуховскаго Владычняго монастыря Маріи Михайловой 59 лет, отказавшейся от правил общежитія, что она, по отзыву игуменіи, нрава сварливаго: «Если послушница хочет считаться с монастырем (на что, впрочем, не имеет законного права), то и монастырь может потребовать с нея много квартирных денег за многолетнее проживаніе в монастырскомъ зданіи. Но вот главное: поелику и теперь не изъявляет она послушанія правилам общежитія: то поступить по прежней резолюціи необходимо следует: ибо монастырь учрежденіе для послушанія, а не для своеволія». [4]

   Святитель Филарет рассматривал общежитие в качестве идеала монашеской жизни в надежде, что со временем и по смерти тех, которые привыкли к старым порядкам, идеал воплотиться в жизнь. [2]

   В «Историческом описании Владычнего монастыря» упоминается случай из жизни игумении Назареты «на содержание общей трапезы получила она от неизвестного благотворителя 5.000 руб. асс. Сей же богоугодной настоятельнице еще два раза принесены были деньги (один раз 5.000 р. асс., а другой 1.000 р.) в келлию таинственным благотворителем, который, вручая пакет келейнице, тотчас укрывался, так что игумения не успевала его видеть, и не могли отыскать его по горячим следам. Это было в то время, когда настоятельница находилась в самых трудных обстоятельствах, когда две опустошительных бури и пожар, бывшие в 1830 и 36 гг. сильно повредили монастырь. И по милости Божией, она возобновила св. храмы, ограду и келлии, и вновь выстроила существующий ныне настоятельский каменный двухэтажный корпус.» [1]

   В письме к игумении Назарете от 28 февраля 1836г. Святитель Филарет проявляет внимание и участие к пострадавшей обители:

   «… Скорблю о посещении Божием на Ваше общежитие; однако есть и утешение, что истребительный огонь не коснулся святых храмов. …Как Вы поместились? Имеете ли потребное для трапезы?

   …Посылаемые при сем сто рублей употребите на то, что скорее нужно.» [6]

    Вполне могло быть, что таинственный благотворитель действовал по благословению митрополита Филарета.

   Внимание святителя и к духовной, и к хозяйственной жизни монастырей можно увидеть в следующих резолюциях:

   №4162. Резолюція от 25 апреля 1833 год консисторской справке о послушницах белицах серпуховскаго Владычняго девичьяго монастыря: Матроны Дпмптріевой и Натальи Фоминой, которых игуменія проситъ облечь въ рясофоръ: Первую облечь в рясофоръ дозволяется ныне же ; а вторую, как не давно определенную и не в старых лет, не прежде, какъ по исполненіи года от указнаго определенія ея в монастырь, и то в томъ только случае, есть ли игуминія находитъ ее точно благонадежною в поведении, прилежною къ должности, совершено послушливою настоятельнице и смиренною пред сестрами.

   №4199. Резолюция от 3 августа 1833 г на прошеніи игумении серпуховскаго Владычняго девичьяго монастыря Назареты о разрешеніи исправления ветхностей Феодотіевской церкви, находящейся над монастырскими вратами, с переименованим оный в храм Нерукотвореннаго образа Спаса: Есть ли может быть произведена пристройка по плану, утвержденному покойным митрополитом Платоном, без перестройки существующаго зданія: то допустить сіе. А есть ли потребуется  сломать свод и строить вновь: то в предупреждении сомнительного дела, надобно составить новый чертеж правильнее и полнее прежняго, и подвергнуть рассмотрению Коммиссіи для строения.

 

    Несмотря на трудности при введении общежительного устава, жизнь Владычнего монастыря продолжалась, число сестер неуклонно увеличивалось.

    2 августа 1861 года была возведена в сан игумении монахиня Митрофания (в миру баронесса Розен), которая духовно окормлялась у митрополита Филарета в течение 30 лет вплоть до его смерти. После литургии, вручай ей игуменский посох, митрополит Филарет сказал следующее слово: «Новопосвященная игумения! В недавнем еще времени призвана ты на поприще послушания, и волею Божиеюуже теперь вручается тебе жезл управления – и как мать должна ты блюсти сестер, тебе ныне вверенных. Понимаю, что мысль твоя волнуетсяи что со страхом и не без смущения принимаешь на себя эту великую обязанность, но подкрепляй себя тем, что ты избрана на поприще этого служения не мною, но самим Богом.» [2]

   В это время в обители проживало «260 человек, из числа коих: Игумения, Казначея, Схимонахинь 3, монахинь 19, рясофорных послушниц 20, послушниц 6, проживающих по паспортам монастырских служек 210 человек».

   Искренняя забота о новопоставленной игумении и о духовном благоустроении обители звучит в строках писем святителя Филарета к игумении Митрофании (Розен):

   1 сентября 1861г. «Если встречаются затруднения в трудах, то должно просить помощи Божией, искать доброго совета, с рассуждением избирать справедливое и полезное и по возможности достигать сего с терпением. Во многой же скорби нет пользы ни для дела, ни для человека, и по тому должно умерять ее преданностью в волю Божию.»

   16 ноября 1861г. «Не пренебрегайте здоровьем. Умеренно употребляйте силы, чтобы не истощить их вскоре, а сохранить и для будущего времени.

   Хозяйственные опущения исправляйте постепенно, начиная с нужнейшего. Опущенное годами нельзя исправить в один день.»

   20 мая 1862г. «…Согласен с Вами: сколько справедливо сохранять благодарность к благотворителю обители, столько же нужно не подавать сестрам неполезного примера каким-либо угождением мирскому лицу с отступлением от монастырского порядка.»

   17 сентября 1862г. «…Если является и растет в братии доброе, должно благодарить Бога и тем не менее бодрствовать на страже против ухищрения врага.»

   19 ноября 1862г. «…При открытии же помыслов младшими сестрами старшим надобно наблюдать, чтобы каждая говорила только о себе, а если необходимо упомянуть о другой, не называли ее по имени. Если же и назвала бы или старшая догадалась бы, о коей говорит младшая, в таком случае старшая должна дать приличное наставление той, которая открыла свои помыслы, и остаться как-бы незнающей о той, о которой что-нибудь сказано. Если бы и нужно было исправление и сей последней, для сего надобно ждать, чтобы ее погрешность открылась другим правильным путем, при бдительном наблюдении со стороны тех, на которых лежит сия обязанность.»

   23 августа 1863г. «Как за все доброе, так и за добрые души, которые с нами в общении, мы должны благодарить Бога, помышляя, что Он даровал их по благости Своей, для нашего подкрепления и утешения, и при том не забывая, что Он властен взять их, и это также по Своему премудрому и благому провидению. Дана подпора не для того, чтобы почивать на ней, но чтобы с ее помощию укрепляться для хождения и без подпоры. А если окажемся изнемогающими, воззовем к Вышнему  Водителю, у которого нет недостатков в силе и милосердии, чтобы подкрепить нас и утешить.

   Приложите сии мысли к Вашей скорби о болящей монахине Алексии и к опасению лишиться ее; и Вашу скорбь, которая естественна, но бесполезна, ограничьте преданностью воле Божией, которая при искренности может быть благодатна и спасительна.»

   17 февраля 1865г. «… Отсечение больных членов необходимо для здравия обители, если отсекаемое не излечимо.

   Погрешившему нужна епитимия смотря по важности дела. Но искреннее признание вины заслуживает или прощения, или облегчения епитимии. Снисхождении к искренно признавшемуся отверзает дверь искренности у других, а сильная строгость может затворить оную.»

   20 февраля 1866г. «…N.N. можно бы посоветовать с осторожностью смотреть на людей предприимчивых и искательных…. »

   После смерти святителя Филареты игумению Митрофанию ждало страшное испытание клеветой и неправедным осуждением. Вместе с игуменией страдал и Владычний монастырь. Но через год после высылки игумении Митрофании в Ставропольский Иоанно-Мариинский монастырь, во Владычней обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» через предстательство ее первого игумена преп. Варлаама Серпуховского, чьим прославлением много лет занималась оклеветанная игумения!

   Духовные зерна, всеянные святителем Филаретом на благую монастырскую почву дали обильный урожай.

    В 1916 году за 8 лет до закрытия при игумении Валентине (Лентошниковой) во Владычнем монастыре проживало 377 сестер, из них игумения, 1 схимонахиня, 62 монахини и 22 приукаженные послушницы. Надо отметить, что игумения Валентина была избрана сестрами. Об этом свидетельствует Указ Священного Синода, утвердивший назначение мон. Валентины на должность игумении. «Указом Св. Синода от 23 июля 1908 №8902, избранная большинством голосов сестер Серпуховского Владычнего общежительного женского монастыря назначается на должность настоятельницы этой обители монахиня того же монастыря Валентина с возведением в сан игумении.»

   Интересные данные о жизни монастыря можно почерпнуть из послужного списка сестер 1916 года. Как говорилось выше, в монастыре официально проживали игумения, 1 схимонахиня, 62 монахини, 22 послушницы. Средний возраст поступавших в монастырь быль 18,5 лет. Хотя были случаи поступления в возрасте 10-13 лет. Как правило такие девочки-подростки получали клиросное послушание. Возрастной диапазон новоначальных колебался от 10 до 39 лет (хотя 39 – единичный случай). После поступления в монастырь следовал длительный период искуса. Средний возраст приукажтвания послушниц – 52 года! (Самый ранний возраст приукаживания 35, это единичный случай, послушница была дочерью инженера, имела гимназическое образование, несла послушание письмоводительницы и учительницы в монастырской школе.)  Средний возраст пострига в мантию тоже 52. Достаточно рано, т.е. в. 42-45 постригали, в основном, клиросных. Был один! случай пострига в 38. Среди необычных послушаний можно отметить дровяницу и нарядчицу. Интересно, что не встретилось послушание звонаря. Скорее всего это связано с тем, что большинство сестер из списка 1916 года были в солидном возрасте, непригодном для данного послушания.

   Из дворянского звания была 1 сестра, из почетных граждан 2, из купеческого звания 4, из мещан 11, дочь священника 1. Остальные сестры были из крестьян.  С гимназическим образованием, как уже говорилось, была 1 сестра, училась в пансионе 1 сестра, 4 обучались дома, остальные обучались чтению и письму в монастыре. Неграмотных сестер было 7. При чем одна была из дворян, а одна несла послушание регента!

    Духовное и материальное благополучие Владычнего монастыря является прямым следствием введения в нем общежительного устава по благословению митрополита Филарета в 1830 году.

 

 

 

 

Источники:

  1. Рождественский В. А. «Историческое описание Владычнего девичьего монастыря», 1866;
  2. Иер. Георгий Первушин «Иоанно-Предтеченский монастырь в Золотом веке русского православного женского монашества 1879-1917 г.г., М., 2015
  3. ЦИАМ, Ф.203 оп.746 д.797. Ведомость о настоятельнице Серпуховского Владычнего девичьего монастыри г Назареты за 1844 г.
  4. Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского: с приложением портрета / с предисловием и примеч. проф. И. Н. Корсунского и протопресвитера Московского Большого Успенского собора В. С. Маркова. М. 1905. Т.2. Вып. 3. 288с. Университетская типография.
  5. Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского: с приложением портрета / с предисловием и примеч. проф. И. Н. Корсунского и протопресвитера Московского Большого Успенского собора В. С. Маркова. М. 1905. Т.3. Вып.1. 314с. Университетская типография
  6. Святитель Филарет, митрополит Московский. Переписка с современницами», СТСЛ, 2013