142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40

+7 (4967) 72-46-25 inokini@yandex.ru

Свобода личности в свете монашеского послушания

     Сначала хочу дать определение понятиям свобода и послушание.

     Свобода как философский термин – осознанная необходимость.

    Свобода как богословский термин – дарованная Богом способность человеческой воли к непринужденному избранию добра. Свобода бывает внешняя и внутренняя (духовная).

    Созданный по Образу Божьему человек обладает даром свободной воли. «Если человек сотворен по Образу блаженного и пресущественного Божества, а Божество свободно и имеет волю по естеству, то и человек, как Образ Божества, свободен по естеству и имеет волю» (св. Иоанн Дамаскин).

    Уподобляясь Богу, человек призван творить одно добро и возрастать в непрестанном соединении с Богом как Первообразом и Источником Добра. Через такое соединение его свобода должна непрестанно возрастать, ибо совершенно свободен Сам Бог.

    Однако после грехопадения человек встал на путь зла. Грехопадение произошло от злоупотребления свободой разумных тварей, которую Бог создал доброю, и, даровавши им, уже не желает нарушать. После грехопадения человек встал на самую низшую степень свободы – свободы выбора между добром и злом. Избирая зло, человек порабощается греху – своим порочным страстям, освобождение от которых требует немалого подвига при содействии Божественной благодати. Избирая добро, человек борется с грехом и соединяется с Богом, возрастая в свободе.

    Послушание (кратко определение) – это добродетель, сутью которой является согласование своей воли с волей Божьей.

    Духовное послушание (более полное определение) – это способ научиться слышать и исполнять Волю Божию для спасения души, стяжания Святого Духа, Царства Небесного,  через внешние (телесные) и внутренние (духовные) факторы.

    Вот что говорят о свободе в духовной жизни святые отцы:

 — Свободен тот, кто не рабствует сластям (чувственным удовольствиям), но господствует над телом посредством рассуждения и целомудрия и с полною благодарностью довольствуется тем, что подает ему Бог, хотя бы то было очень умеренно (прп. Антоний Великий, 89, 73—74).

 — Не почитай себя свободным, доколе прогневляешь Владыку своего. Там свободы нет, где сердце вожделевает чего-либо принадлежащего миру… (прп. авва Исаия, 59, 79).

 — Какому пленнику делается такая милость, какая сделана мне, т. е. или добровольно оставаться в неволе, или, если угодно, стать свободным. Бог предоставил тебе на выбор то и другое — или по воле своей налагать на себя раны, или по своей же свободе уврачеваться от ран (прп. Ефрем Сирин, 33, 135).

 — Сладкое по природе — сладко здоровому, а больному горько. Так и свобода воли горька грешникам и сладостна праведникам (прп. Ефрем Сирин, 34, 34).

    А вот современное высказывание о свободе. Протоиерей Валериан Кречетов, один из старейших клириков нашей епархии так говорит о свободе и послушании: «Что такое свобода? Это одно из основных дарований Бога человеку, данное Богом по любви к человеку. Человек волен свободно принять или не принять Бога как Любовь и Истину, и в этом раскрывается соединение любви, истины и послушания. Послушание человека — в свободной ответной любви человека Богу. Поэтому противопоставлять послушание и свободу в истинном смысле невозможно.»

    Архимандрит Илия (Раго), духовник женского монастыря Преображения Господня в Террасоне (подворье Афонского монастыря Симонопетра во Франции) так говорит о свободе: «Господь создал людей по Своему образу и подобию — свободными. Следовательно, свобода эта присуща самому нашему существованию и никоим образом не может быть отчуждена. Свобода — самый ценный дар в образе Божием, которым является созданный Творцом человек. Однако, начиная с четвертого века, некоторые люди, воспламененные любовью к Богу, добровольно отдают свою свободу в руки духовного отца или духовной матери, что кажется противоречием. Не в этом ли одна из сторон «юродства» христианина, о котором писал Апостол Павел?

    Ибо, будучи свободным, человек может так распорядиться своей свободой, что вверяет ее кому-то иному во имя еще более высокого идеала.»

    Для смирения, чтобы не возомнить о себе, человек должен поучаться именно через другого человека. Иначе его ждет опасность, он может начать воспринимать то, что ему приходит на сердце, как мысли и повеления от Бога, и ошибиться. Есть такой пример: одному старцу святой жизни сослужил некий священник и увидел, что старец служит неправильно, что-то делает не по чину. А этот старец видел сослужащего с ним ангела. И когда этот священник его поправил, старец говорит: «Ангел, что же ты мне сам ничего не сказал, ты столько лет со мной служишь?» Ангел ему ответил: «Ты человек, и должен прежде всего поучаться от человека». Если такие великие люди, видевшие, что с ними ангелы служат, нуждались в поучении от человека, то мы, простые смертные, тем более.

    Немецкий богослов Дитрих Бонхёффер в своей книге «Этика», изданной в 1965 году, пишет: «Послушание без свободы есть рабство», добавляя при этом: «Свобода без послушания есть произвол».

    Архим. Илия (Раго) о послушании: «Есть принципиальное различие между истинным послушанием и дисциплиной. Дисциплина существует вне личности, тогда как послушание есть добровольный отказ от собственных желаний. Дисциплина, будь то военная, государственная или личная, диктуется логикой вещей. Послушание есть выбор, в то время как дисциплина навязывается человеку, даже если он сам предписывает ее себе. Послушание действенно только тогда, когда оно является деятельностью или служением, выбранными человеком по свободной воле. Монашеское послушание или «истинное послушание» (ибо послушание существует не только в рамках монашеской жизни) нельзя понимать как дисциплину или технику, позволяющую достичь мирного сосуществования некоторого количества людей. Оно не является и ни в коем случае не может являться упразднением личности или властвованием над личностью со стороны иного человека, будь то старец, архиерей или игумен.

    Настоящий старец не пытается «вылепить» ученика по своему разумению, но помогает ему выполнить свою собственную миссию перед Богом и усердствует в том, чтобы вместе с ним найти подлинную сущность его служения. Это проявляется в «сдержанности», которую духовный наставник проявляет в выборе для ученика молитвенного правила, послушаний, чтений, меры поста, частоты Св. Причащения, отношений с миром в случае, если это приносит пользу ему или общине; то есть он уважает личную свободу своего ученика.

    Чтобы быть истинным, послушание должно стать свободным и добровольным.

Обязательным условием послушания является дар рассуждения у духовного отца или духовной матери, терпение ими ошибок и упущений своих духовных чад, чувство меры во всем по отношению к вверенным им Господом духовным чадам. Полностью исключаются любой авторитаризм, любое властвование, которое недопустимо, если послушание есть плод добровольного и свободного выбора. »

    А вот мнение протоиер. Валериана Кречетова: «Благословение — это не повеление, потому что повеление — это уже диктатура. А в диктатуре нет любви. А любовь и свобода связаны неразрывно. Основа здесь — любовь Божия, и в ответ на нее — свободная любовь человека».

    Почему Святые Отцы послушание ставили выше поста и молитвы?

    «Потому, что от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник все делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Кроме того, послушливый отсек свою волю во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У послушливого на уме один Бог и слово старца, а у преслушника ум занят разными делами и осуждением старца, и потому не может он созерцать Бога.

    Послушливый предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непослушливые не могут чисто молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый ясно знает, что Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.» (Преп. Силуан Афонский)

    Не отрицая важности смирения, Апостол Павел постоянно побуждает нас к свободе, хотя и увещевает слуг подчиняться своим хозяевам, а жен — своим мужьям… «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1). «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через (Иисуса) Христа» (Гал. 4:7).

    Часто приводят слова Апостола Павла о том, что христианская жизнь есть подражание жизни Христа. В Послании к Филиппийцам Апостол даже уточняет, в чем и как можно подражать Спасителю. Конечно, не повторяя Его внешний образ действий, что было бы чистым формализмом. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба [то есть явив послушание], сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным [Отцу Своему, но также и людям] даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:2 и далее). Поэтому Слава Христова — в послушании Отцу Своему и в послушании людям, которое Он принял, отказавшись от явления Своей Божественной Славы, присущей Ему по естеству, чтобы воспринять иную природу — природу человеческую, природу падшего человека, из любви к нам.

    Следовательно, для нас «подражать» — значит отказаться от «ложного величия», то есть, в самом общем плане, от нашей собственной воли, — чтобы приобрести во Христе природу, которая не является присущей нам, — Божественную природу, дарованную нам благодатью Божией.

    В этом проявляются природа и основание монашеского послушания. Но мы видим, насколько оно свободно. Это добровольное действие, которое не имело бы никакой ценности, будь оно принуждением, ибо оно не обращалось бы к глубинам нашей личности.

    Если наше желание послушания основывается на таком типе подражания Христу, то никакие глубинные препятствия не могут появиться на нашем пути. Да, могут возникать определенные сложности, ведь в жизни не все так просто, но проблем, затрагивающих жизненные устремления, — не будет!

    В свете этого таинства мы понимаем, что монашеская жизнь состоит не в раболепстве перед Богом и теми, кто Его представляет для нас, а в постоянном и добровольном понуждении себя отказываться во всем от нашей собственной воли и наполнить себя жизнью Христовой. Быть монахом — значит жить так, чтобы в нас жил Христос. «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.»

Источники:

  1. https://azbyka.ru/svoboda
  2. http://monasterium.ru/publikatsii/doklady-2/xxi-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya/56-arkhimandrit-iliya-dukhovnik-zhenskogo-monastyrya-preobrazheniya-gospodnya-v-terrasone-svoboda-lichnosti-v-svete-monasheskogo-poslushaniya/
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C)
  4. https://azbyka.ru/o-poslushanii
  5. http://www.nsad.ru/articles/esli-hochesh-byt-svoboden-uchis-lyubit