142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40

+7 (4967) 72-46-25 inokini@yandex.ru

1917-2017

    В начале 20 века Серпуховской Владычний общежительный женский монастырь находился в расцвете. На территории было 4 храма, которые были благолепными, с красивыми иконостасами и стенной росписью. Из-за небольшой площади храмов богослужение совершалось в нескольких храмах одновременно, для молитвы прихожан был отведен надвратный Спасский храм. Так же у монастыря было 2 часовни – в Серпухове и в Москве, и подворье в Москве.

    Широко была развита благотворительная деятельность: существовали школа и богадельня, неимущим бесплатно оказывалась медицинская помощь в монастырской больнице, выдавались медикаменты из монастырской аптеки.

    Монастырское хозяйство было весьма обширным; скотный двор, пчельник, огород, пахотные и луговые земли. В обители работали живописная, рукодельная, швейная (портная), башмачная, ткацкая мастерские.

    Внешнее благолепие не повлекло за собой разлада в духовной жизни. В обители действовал общежительный устав, введенный святителем Филаретом (Дроздовым) еще в 1840-х г.г. Число сестер неуклонно увеличивалось. Если в 1806 году, когда мужской монастырь был реорганизован в женский, в обитель было направлено 10 сестер из Новодевичьего монастыря, то в 1862 году в ней проживало уже «260 человек, из числа коих: Игумения, Казначея, Схимонахинь 3, монахинь 19, рясофорных послушниц 20, послушниц 6, проживающих по паспортам монастырских служек 210 человек». В 1916 году в обители проживало 377 сестер, из них игумения, 1 схимонахиня, 62 монахини и 22 приукаженные послушницы.

   Интересные данные о жизни монастыря можно почерпнуть из послужного списка сестер 1916 года. Как говорилось выше, в монастыре официально проживали игумения, 1 схимонахиня, 62 монахини, 22 послушницы. Средний возраст поступавших в монастырь быль 18,5 лет. Хотя были случаи поступления в возрасте 10-13 лет. Как правило такие девочки-подростки получали клиросное послушание. Возрастной диапазон новоначальных колебался от 10 до 39 лет (хотя 39 – единичный случай). После поступления в монастырь следовал длительный период искуса. Средний возраст приукажтвания послушниц – 52 года! (Самый ранний возраст приукаживания 35, это единичный случай, послушница была дочерью инженера, имела гимназическое образование, несла послушание письмоводительницы и учительницы в монастырской школе.)  Средний возраст пострига в мантию тоже 52. Достаточно рано, т.е. в. 42-45 постригали, в основном, клиросных. Был один! случай пострига в 38. Среди необычных послушаний можно отметить дровяницу и нарядчицу. Интересно, что не встретилось послушание звонаря. Скорее всего это связано с тем, что большинство сестер из списка 1916 года были в солидном возрасте, непригодном для данного послушания.

    Из дворянского звания была 1 сестра, из почетных граждан 2, из купеческого звания 4, из мещан 11, дочь священника 1. Остальные сестры были из крестьян.  С гимназическим образованием, как уже говорилось, была 1 сестра, училась в пансионе 1 сестра, 4 обучались дома, остальные обучались чтению и письму в монастыре. Неграмотных сестер было 7. При чем одна была из дворян, а одна несла послушание регента!

    Богоборческий переворот, закрытие монастыря и выселение сестер выпали на время игуменства матушки Валентины (Лентошниковой), которая возглавила монастырь в 1908 году. Надо отметить, что игумения Валентина была избрана сестрами. Об этом свидетельствует Указ Священного Синода, утвердивший назначение мон. Валентины на должность игумении. «Указом Св. Синода от 23 июля 1908 №8902, избранная большинством голосов сестер Серпуховского Владычнего общежительного женского монастыря назначается на должность настоятельницы этой обители монахиня того же монастыря Валентина с возведением в сан игумении.» Биография последней перед закрытием монастыря игумении очень интересна и промыслительна.

    О судьбе игумении Валентины нам известно из архивных документов и по рассказам родных.
     Родилась Александра Федосеевна Гвоздева (будущая игумения Валентина) в 1855 году в Москве в семье потомственных почетных граждан. «Закону Божьему и разным наукам» обучалась дома.
     Семейное предание сохранило интересный эпизод из жизни Александры, когда ей было приблизительно 16 лет. Семья Гвоздевых совершала паломничество в Киево-Печерскую Лавру. У самых ворот Лавры к юной Александре подбежала юродивая и стала твердить: «Матушка, благослови!» и не отходила от девушки, пока родственники не увели ее. Александра была очень смущена и взволнована этим происшествием.
    25 октября (ст. ст.) 1874 года Александра Федосеевна вступила в брак с Алексеем Алексеевичем Лентошниковым. Венчание состоялось в церкви Покрова Божией Матери в Красном селе. В супружестве Александра Федосеевна прожила недолго, по рассказам родных не более года, и овдовела.
Через некоторое время молодая вдова решила поступить в монастырь, но свекор Лентошников Алексей Косьмич был категорически против этого, он даже приготовил ей приданое для нового супружества. Но Александра Федосеевна была непреклонна в своем решении. Время ее поступления в монастырь точно неизвестно. В послужном списке игумении Валентины значится, что с 1887 года она была «при свечном ящике», в 1899 году пострижена в монашество с именем Валентина, в 1901 году назначена помощницей казначеи. 18 июля 1908 года монахиня Валентина была назначена настоятельницей Серпуховского Владычнего общежительного женского монастыря, а 24 августа того же года была возведена в сан игумении митрополитом Московским и Коломенским Владимиром. 6 мая 1911 года игумения Валентина была награждена наперсным крестом от Святейшего Синода.
    После октябрьского переворота новые власти решили разместить на территории монастыря Школу Красных Военлетов. Игумении Валентине было предъявлено требование освободить монастырь в 24 часа. От родственников матушки и старых прихожан обители известно, что после слезной молитвы игумения Валентина удостоилась видения Божией Матери, которая утешила настоятельницу обещанием не оставить сестер. После этого благодатного видения военные смягчились и разрешили сестрам еще некоторое время пожить в монастыре.

     В 1919 году Владычный монастырь был закрыт богоборческой властью. На территории была размещена школа «красных военлетов», затем на ее базе была создана высшая Военно-Авиационная Школа Воздушной Стрельбы и Бомбометания. Монастырь стал называться «Авиагородок». Но богослужения во Введенском соборе не прекращались до 1927 года, кресты с храмов не были сняты. Летное училище «уживалось» с действующим храмом на одной территории! Пока не был закрыт последний храм, вокруг монастыря теплилась монашеская жизнь. «29 июля 1924 годацерковный совет устроил торжественное перенесение какой-то иконы из города в церковь, находящуюся во Владычнем монастыре. Шествие было устроено под вечер, а по тому в пределы монастыря, занимаемой ныне Авиационной Школой, собралась изрядная толпа бывших монашенек и незначительное кол-во местных жителей. Надо отметить, посторонние посетители – это преимущественно женский молодняк и женский элемент вообще.» (Из переписки с Административным Отделом Московского Совета о ликвидации Владычнего монастыря Серпуховского уезда.) «Соседство церквей, постоянный звон и оправление богослужений крайне вредно отражается на политическом воспитании воинский частей.» «от 22.04.1924 сообщаем что во Владычнем монастыре до сего времени проживают монашки, часть из коих исполняют должности уборщиц, прачек, кухарок и т.п. в Авиашколе. Никаких постановлений населения о закрытии монастыря не было. А лишь были неоднократные ходатайства  школы перед Усполкомом о выселение монахинь. Часть их тогда была выселена и живет в городе. А остальные не выселяются якобы потому, что для монашек нет в городе места. Действительно выселить их было не возможно так как даже обычных граждан не возможно удовлетворить квартирами. Выселить их из уезда нельзя согласно резолюции имеющегося декрета на этот счет.» «На территории  монастыря располагается высшая Военно-Авиационная Школа Воздушной Стрельбы и Бомбометания. Внутри бывшие монахини и попы числят за собою часть помещений. В Введенском, Георгиевском и Вознесенском устраивают богослужения. Спасская закрыта. Посещают богослужение бывшие монашки, которые по выселении разместились в ближайшей слободе. Из слободских крестьян ходят лишь единицы, то есть их бывших кулаков и буржуазии. Богослужения совершались по-монастырски, т.е. каждый день и до вечера. По временам совершаются торжественные процессии, приезжают разные святейшие, при чем в таких случаях намеренно толпятся черницы вокруг входов и дверей, окна открываю чтобы слышалось пение. По монастырю постоянно бродят бывшие монахини в черных наряда. Это разлагает военнослужащих и красноармейцев. Город находится в двух верстах, то это невольно загоняет красноармейцев в церковь, хоть не помолиться, но посмотреть и не раз.»

   Игумения Валентина пользовалась таким уважением горожан, что за советами к ней ходили даже командиры летного училища. Матушка жила в доме возле монастыря, до самой смерти она не снимала монашеского облачения и наперсного креста.

   Внучатая племянница игумении Валентины Нина Георгиевна Невежина вспоминала о глубокой вере матушки. В 30-е годы юная Ниночка часто посещала свою двоюродную бабушку и нередко была свидетельницей того, как матушка отдавала нуждающимся последние продукты. Келейница игумении и Нина пытались останавливать матушку Валентину, говоря, что ей нечего будет завтра есть. «Да разве так можно говорить! — отвечала матушка, — Господь заповедовал не заботиться о завтрашнем дне, Он видит наши нужды и обязательно поможет!» Ни разу Господь не посрамил уповающую на Него матушку Валентину: через непродолжительное время обязательно кто-нибудь приносил все необходимое.
Однажды игумению Валентину вызвали сначала в Серпуховское ГПУ, а затем в Московское. Матушка предполагала, что в Москве ее арестуют, поэтому прежде чем придти по указанному адресу, она заехала к родственникам, чтобы попрощаться. Когда в ГПУ она зашла в кабинет, сидевший там человек сказал ей, чтобы она возвращалась в Серпухов. Матушка стала возражать, что именно из Серпуховского ГПУ ее направили в Москву, как же она может вернуться. Мужчина настаивал на ее возвращении. Тогда матушка попросила дать ей бумагу, что она направлена в Серпухов. Когда игумения Валентина приехала в Серпухов, она пошла в ГПУ, чтобы показать полученную справку. В кабинете сидел тот же мужчина, что разговаривал с ней в Москве. Он сказал ей: «Дайте мне мою справку. Не беспокойтесь, вас никто не тронет». Действительно, матушку больше никуда не вызывали. Господь сподобил ее умереть своей смертью 29 марта 1936 года в возрасте 82 лет.

   Когда храмы были закрыты окончательно, в Георгиевском храме разместился клуб и кинотеатр, во Введенском соборе и приделе свт. Алексия — склады. В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития.

    Как сложилась жизнь большинства насельниц монастыря, история умалчивает. Известна судьба лишь монастырского священника, служившего после закрытия обители в Сретенском храме г. Серпухова и 7 монахинь, которые были прихожанками этого же храма. 

   2 декабря 1937 священник Иаков Бриллиантов был расстрелян в Бутово. С 1983 по 1927 год он был служащим священником Владычнего монастыря. В 1912 году им было написано «Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и, предположительно, акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000г.

   7 марта 1938 года в Бутово были расстреляны семь монахинь Серпуховского Владычного монастыря: монахиня Лариса     –  Савельева Гликерия Петровна (1890 г.р.), к сожалению, нам неизвестны монашеские имена остальных шести монахинь, это Широкопетлева Матрена Петровна (1876г.р.), Полосина Екатерина Семеновна (1886 г.р.), Чуркина Аксинья Семеновна (1874 г.р.), Кочминова Варвара Афанасьевна (1889 г.р.), Субботина Анастасия Федоровна (1872 г.р.), Прокофьева Мария Филипповна (1887 г.р.).

   В феврале 1941 года на базе Авиационной школы и бомбометания была организована 2-я Московская военная авиационная школа авиамехаников специальных служб ВВС. По рассказам Серпуховских краеведов, во время ВОВ в училище бывал летчик Иван Кожедуб, а на гауптвахте сидел Василий Сталин.

   В декабре 1948 года 2-я Московская военная авиационная школа механиков спецслужб ВВС была преобразована в военно-авиационное техническое училище.

   С 1962 года училище приступило к подготовке командно-инженерных кадров и в связи с приказом Министра обороны СССР оно было переименовано в Серпуховское высшее командно-инженерное училище. В этом же году учебные классы училища переехали на новую территорию поблизости, а в монастыре остались казармы и хозяйственные помещения.

    В 1978 году военное училище полностью освободило территорию монастыря 16 века. Следующие семнадцать лет храмы и корпуса монастыря растаскивались буквально по кирпичику дачниками и пр. «хозяйственными» людьми. Рубеж 90-х годов монастырь переступил без единой крыши, с зияющими провалами вместо окон, в полуразрушенном состоянии.

    5 мая 1995 года во Владычном женском монастыре была возрождена монашеская жизнь.